Чем новый ГОСТ по обучению отличается от старого

Главное

  1. Новый ГОСТ учитывает современные технологии и международную практику обучения безопасности труда
  2. Определяет понятия "организатор обучения" и "обучающая организация"
  3. Вводит новые виды и формы обучения безопасному труду, расширяет состав обучающихся
  4. Меняет порядок регистрации результатов целевого инструктажа

В марте 2017 года начинает действовать новый Межгосударственный стандарт обучения безопасности труда ГОСТ 12.0.004–2015. Положения старого ГОСТ 12.0.004‑90 в нем отредактированы и дополнены с учетом развивающихся технологий и международной практики обучения безопасности труда.

Новый госстандарт:

Раздвинуты границы учебного процесса

ГОСТ 12.0.004–2015 значительно объемнее своего предшественника. Он описывает множество видов и форм обучения, которые стали возможными благодаря современным IT-технологиям. Даже при беглом взгляде на оглавление видно, что документ охватывает обучение безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности человека. Разделы описывают особенности обучения безопасному труду:

Важно

Обучение охране труда отнесено к виду экономической деятельности по дополнительному профессиональному образованию и имеет кодовое обозначение 85.42.9

Большое внимание ГОСТ уделяет организации процесса обучения: методам, способам, порядку, программам обучения и формам контроля знаний.

Введены новые понятия

ГОСТ 12.0.004–2015 вводит новые понятия, которых не было в прежнем стандарте. Это такие понятия, как «организатор обучения» и «обучающая организация».

Организатором обучения называется организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:

Обучающая организация — это организация, имеющая законное право оказывать сторонним организациям и лицам услуги:

Уточнен и расширен состав обучающихся

ГОСТ 12.0.004–2015 расширяет состав обучающихся. Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:

Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:

Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.

Утверждены нестандартные формы обучения

Прежний госстандарт не делает различий между формами обучения. Отдельным пунктом в нем лишь перечислено, где его можно проводить: в учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах и т. п. (п 3.4 ГОСТ 12.0.004–90). Новый ГОСТ содержит подробные описания девяти форм обучения безопасному труду, а именно:

Пояснены варианты графиков обучения

2380 обучающих организаций

аккредитованы и внесены в реестр Минтруда России

Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:

Когда обучение происходит в дистанционной форме или с использованием электронного обучения, учебные центры:

Особенности организации электронной формы и дистанционного способа обучения утверждены (приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2).

Дополнены приложения к госстандарту

ГОСТ 12.0.004–2015 сохранил структуру инструктажей по охране труда, установленных предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Причем для целевого инструктажа новый ГОСТ вводит отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.

В приложениях к ГОСТ 12.0.004–2015 также приведены: