Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции

Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции

Главное

  1. Выберите порядок обжалования: административный или судебный
  2. Соблюдайте сроки обжалования
  3. Не обжалуйте постановления и предписания только по формальным признакам
  4. Правильно определите подсудность

Если вы не согласны с итогами контрольных мероприятий, есть возможность оспорить документы, которые выдал инспектор: постановления и предписания. Порядок разный. Мы расскажем, в какой срок и куда подать жалобу, а также какие доводы в ней лучше привести.

В какой срок обжаловать

Срок обжалования зависит как от порядка обжалования, так и от того, какой именно документ обжалуют. По итогам проверки инспектор может составить: акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания. На практике обжалуют только предписания и постановления. Обжаловать решения трудовых инспекторов можно двумя способами: в административном и в судебном порядке (таблица 1).

Таблица 1. Сроки обжалования предписаний и постановлений государственной инспекции труда

Что обжалуют

Срок обжалования в судебном порядке

Срок обжалования в административном порядке

Предписание

3 месяца со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов
(ч. 1 ст. 219 КАС РФ)

15 дней с момента получения предписания
(п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ)

Постановление

10 дней с момента получения копии постановления
(ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ)

10 дней с момента получения копии постановления
(ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ)

 

Учтите, что суд не будет рассматривать документы, если вы подадите их после того, как процессуальный срок закончится (ч. 2 ст. 94 Кодекса административного судопроизводства РФ). Если не успеваете вовремя, заявите ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Как обжаловать решение трудинспектора в административном порядке

В этом случае жалобу подайте руководителю территориальной ГИТ или главному инспектору труда РФ. Решения главного государственного инспектора труда России можно обжаловать только в суде (ст. 361 ТК РФ). Не обращайтесь одновременно и в суд, и к руководителю инспектора по подчиненности. Это не запрещено, но неэффективно — жалобу будет рассматривать только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Жалобу подают в письменной форме или в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. К заявлению можно приложить документы или их заверенные копии, которые подтвердят обоснованность возражений.

Как обжаловать предписание в суде


Обратите внимание

Представлять интересы организации в суде может адвокат или человек с высшим юридическим образованием. В суде он должен предъявить документ об образовании (ч. 1 ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ)


 

Предписание — это решение должностного лица органа государственной власти. Такие решения оспаривают в судах общей юрисдикции (п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подают в районный суд по месту проведения проверки и устранения выявленных недостатков (например, Апелляционное определение Мосгорсуда от 18 июля 2017 г. по делу № 33а-2452).

В заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания. Сам факт оспаривания предписания в суде не является основанием для приостановления срока его исполнения. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу может только суд. Если суд удовлетворит вашу просьбу, он вынесет соответствующее определение.

Как обжаловать постановление в суде

Постановление — это документ, который инспектор выносит по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Порядок обжалования постановлений предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях.


Важно

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ)


 

Жалобу на постановление подают в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Это может быть как местонахождение ГИТ, так и местонахождение предприятия.

Некоторые работодатели по ошибке обжалуют постановления трудовых инспекторов в арбитражных судах. Арбитражные суды прекращают производство по таким делам в связи с неподведомственностью (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ), а работодатели пропускают срок давности на обжалование постановлений. В этом случае можно заявить ходатайство о восстановлении срока. В ходатайстве укажите детальное описание шагов, которые работодатель сделал ошибочно для обжалования постановления в арбитражном суде. Укажите конкретные даты: когда подали жалобу, когда суд вынес определение о неподведомственности, когда работодатель получил копии определения. Судебная практика показывает, что в аналогичных случаях сроки восстанавливают.

Существует также вероятность подать жалобу не в тот районный суд. Если судья районного суда установит, что рассмотрение жалобы не в его компетенции, он должен в течение трех суток перенаправить ее по подведомственности (ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ). Возвратить жалобу заявителю в такой ситуации он не вправе.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении суд может оставить без изменений, изменить, отправить на новое рассмотрение или отменить. Принятое решение по жалобе на постановление оглашают немедленно после его вынесения. Копию решения вручают лично представителю организации или направляют по почте в течение трех суток с момента вынесения. Это указано в статьях 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На что сослаться в жалобе


Обратите внимание

Инспекторы накладывают штрафы как на организацию, так и на ее должностных лиц, причем отдельно за каждое нарушение. Поэтому подготовьте жалобы на каждое постановление


 

Суд, как правило, не признает незначительные нарушения во время проверки основанием для отмены постановления, поэтому не пытайтесь обжаловать их только по формальным признакам. Другое дело — грубые нарушения. Если инспектор допустил одно из нарушений, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, то суд отменит результаты проверки. Перечень нарушений см. в таблице 2.

Таблица 2. Грубые нарушения, которые позволят отменить результаты проверки ГИТ

Нарушение

Требование, которое нарушил надзорный орган

Основание для признания результатов проверки недействительными

Плановую проверку провели раньше, чем через три года после последней проверки. Исключения указаны в частях 9 и 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ. Например, если категория риска организации подразумевает иную периодичность проверок

Часть 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ*

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Плановую проверку провели без ежегодного плана, разработанного органом государственного контроля или органом муниципального контроля в соответствии с их полномочиями

Часть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

О плановой проверке уведомили позже, чем за три рабочих дня до ее начала

Часть 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

О внеплановой выездной проверке уведомили меньше, чем за 24 часа до ее начала. Исключение: предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части 7 статьи 360 ТК РФ, не допускается.

Часть 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

К мероприятиям по контролю привлекли неаккредитованного гражданина или организацию

Пункты 7 и 9 статьи 2 Закона № 294-ФЗ

Пункт 1.1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Отсутствуют основания для проверки

Пункт 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Проверку провели по обращению анонимного заявителя

Часть 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Обращение или заявление не содержит сведений о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Часть 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ

Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Общий срок плановых выездных проверок в течение года превысил: 50 часов для малого предприятия, 15 часов — для микропредприятия

Часть 2 статьи 13 Закона № 294-ФЗ

Пункт 3 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Проверку провели без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, органа муниципального контроля

Часть 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ

Пункт 4 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ проверила выполнение требований, которые:
— не относятся к его полномочиям
— установлены нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР;
— не обязательны для исполнения;
— установлены муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном порядке

Пункты 1, 1.1 и 1.2 статьи 15 Закона № 294-ФЗ

Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ затребовала документы, которые не относятся к предмету проверки

Пункт 3 статьи 15 Закона № 294-ФЗ

Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ превысила установленный срок проверки

Пункт 6 статьи 15 Закона № 294-ФЗ

Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

ГИТ не представила акт проверки

Часть 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ

Пункт 6 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Плановая проверка не была включена в ежегодный план проведения плановых проверок

Часть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ

Пункт 7 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

В проверке участвовал эксперт, который состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с организацией или предпринимателем, в отношении которого проводили проверку

Часть 6 статьи 12 Закона № 294-ФЗ

Пункт 8 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

 

* Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».