Учебный центр «ОЛИВИН» информирует: Вносится Правительством Российской Федерации Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 52, ст. 5498; 2009, № 1, ст. 17, 21; № 52, ст. 6450; 2010, № 30, ст. 4002; № 31, ст. 4195, 4196; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4590, 4591, 4596; № 49, ст. 7015, 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст. 3478; 2015, № 1, ст. 67; № 29, ст. 4359; 2016, № 23, ст. 3294; № 27, ст. 4216; 2017, № 9, ст. 1282; № 11, ст. 1540) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания: "система дистанционного контроля промышленной безопасности – комплекс программных и программно-аппаратных средств, а также специализированных технических средств, обеспечивающих непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации о значениях параметров технологических процессов и процессов обеспечения функционирования опасного производственного объекта, определяющих его безопасность, о состоянии систем противоаварийной защиты и их срабатывании, состоянии технических устройств, а также о регистрации аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; объект дистанционного контроля – опасный производственный объект, оснащенный системой дистанционного контроля промышленной безопасности.";

2) пункт 4 статьи 3 после слов "реконструкцию опасного производственного объекта," дополнить словами "либо лицом, осуществляющим подготовку документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, предусматривающей внедрение системы дистанционного контроля промышленной безопасности,"; 3) пункт 1 статьи 9 дополнить абзацем следующего содержания:

"обеспечивать передачу в автоматическом режиме информации, обработанной системой дистанционного контроля промышленной безопасности на объекте дистанционного контроля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности.";

4) в статье 11:

а) дополнить пунктом 1.1. Следующего содержания:

"1.1. Опасные производственные объекты I и II классов опасности оснащаются системами дистанционного контроля промышленной безопасности. Опасные производственные объекты III и IV классов опасности могут быть оснащены системами дистанционного контроля промышленной безопасности по решению эксплуатирующей их организации.";

б) пункт 2 после слов "Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности" дополнить словами "(за исключением объектов дистанционного контроля)";

5) в статье 16:

а) пункт 5.1. после слов "опасные производственные объекты" дополнить словами "(за исключением объектов, указанных в пункте 5.2 настоящей статьи)";

б) пункт 5.2. после слов "IV класса опасности" дополнить словами ", а также объектов дистанционного контроля";

в) пункт 7 дополнить подпунктом "г" следующего содержания:

"г) выявление при проведении государственного мониторинга в области промышленной безопасности фактов соответствия деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта, оснащенного системой дистанционного контроля промышленной безопасности, индикаторам риска нарушения обязательных требований в области промышленной безопасности, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.";

6) дополнить статьей 16.3. следующего содержания:

"Статья 16.3. Государственный мониторинг в области промышленной безопасности.

1. Под государственным мониторингом в области промышленной безопасности понимается автоматизированный сбор, фиксация, обобщение, систематизация и оценка информации, обработанной системами дистанционного контроля промышленной безопасности на объектах дистанционного контроля, осуществляемые федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с Положением о государственном мониторинге в области промышленной безопасности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2. Государственный мониторинг в области промышленной безопасности является мероприятием по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

3. При выявлении в ходе осуществления государственного мониторинга в области промышленной безопасности нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности объявляет гражданину, организации предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

4. Сведения об объектах дистанционного контроля вносятся федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в государственный реестр опасных производственных объектов при начале информационного взаимодействия с организацией, эксплуатирующей объект дистанционного контроля. ".

Статья 2

1. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты вправе до 1 января 2020 года оснастить опасные производственные объекты системами дистанционного контроля промышленной безопасности и обеспечить передачу в автоматическом режиме информации, обработанной системой дистанционного контроля промышленной безопасности на объекте дистанционного контроля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности. Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 и подпункта «а» пункта 4 статьи 1, которые вступают в силу с 1 января 2020 года, подпункта «в» пункта 5 статьи 1, который вступает в силу с 1 января 2022 года.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - законопроект) разработан в рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2018 № 198, во исполнение пункта 2.4 раздела 2 протокола совместного с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе выездного совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации от 3 августа 2018 года, во исполнение пункта 14 Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию производства минеральных удобрений на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2018 № 532-р, а также в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации», утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 декабря 2016 г. № 12) в соответствии со сводным паспортом реализации проектов стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденным проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (протокол от 13.02.2018 № 1).

Законопроект направлен на формирование правовых основ внедрения дистанционных методов мониторинга в области промышленной безопасности.

Приоритетная программа предусматривает переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, что позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. В рамках внедрения риск-ориентированного подхода предусмотрено развитие систем управления рисками в контрольно-надзорных органах, в том числе в части создания массивов "больших данных" (Big Data) и с их использованием на регулярной основе переоценивание рисков в зависимости от фактического состояния объектов.

Тенденция государственной политики в области осуществления контрольно-надзорной деятельности, направленная на переход к риск-ориентированной модели, категорирование объектов по классам опасности, территориальная специфика расположения опасных производственных объектов требуют модернизации подходов в осуществлении контрольно-надзорной деятельности и перераспределения ограниченных временных, кадровых, финансовых ресурсов в соответствии с рисками опасности в области промышленной безопасности. Также о широком применении информационных систем и дистанционного мониторинга в области промышленной безопасности свидетельствует мировой опыт.

На сегодняшний день и в Российской Федерации отмечается широкое применение организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, в рамках производственного контроля автоматизированных комплексов, позволяющих дистанционно в режиме реального времени контролировать параметры, определяющие безопасность на опасных производственных объектах (в том числе включающих в себя, специальные устройства, системы контроля, автоматического и дистанционного управления и регулирования технологических процессов, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты, системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии или инцидента и другое):

а) в рамках систем управления промышленной безопасностью и при осуществлении производственного контроля;

б) при создании систем противоаварийной защиты и автоматики, осуществляемой эксплуатирующими организациями в соответствии с требованиями отдельных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; в) в составе структурированных система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (по ГОСТ Р 22.1.12-2005).

Вместе с тем, сведения, содержащиеся в информационных системах эксплуатирующих организаций, не могут быть применены в деятельности федеральных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния их исполнения (в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), а также в рамках функциональной подсистемы контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Законопроект уточняет требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта в части организации производственного контроля, вводит обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, по осуществлению дистанционного контроля технологических процессов на объекте и передаче в автоматизированном режиме в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности информации о значениях параметров, определяющих безопасность опасного производственного объекта; вводит и раскрывает понятие «государственный мониторинг в области промышленной безопасности».

В этой связи осуществляемая в рамках дистанционного мониторинга интеграция показателей информационных систем эксплуатирующих организаций в единую систему мониторинга промышленной безопасности позволит:

1) снизить административное давление на бизнес и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность в области промышленной безопасности;

2) сформировать современную систему информационного обеспечения анализа риска возникновения аварий (в том числе крупных) на опасных производственных объектах;

3) качественно повысить эффективность функционирования подсистемы контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для организаций, внедривших систему дистанционного контроля промышленной безопасности, законопроектом предусмотрены положения, направленные на снижение административной нагрузки, посредством:

отмены плановых проверок;

отмены обязанности по предоставлению сведений о производственном контроле;

введения возможности применения обоснования безопасности при внедрении системы дистанционного контроля промышленной безопасности.

Также принятие законопроекта позволит создать возможность пересмотра подходов к осуществлению постоянного государственного надзора в отношении опасных производственных объектов, оснащенных системой дистанционного контроля промышленной безопасности.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 300.

Реализация полномочий, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Ростехнадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.