Меню

Учебный центр информирует о Проекте Закона об изменении в Трудовом кодексе РФ в связи с применением Закона о независимой оценки квалификации.

15/02/2016

Вносится Правительством
Российской Федерации

Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"

Статья 1

Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2013, № 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) в статье 187:

а) наименование дополнить словами ", а также на проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам";

б) после слов "работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование" дополнить словами ", проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам";

в) после слов "направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование" дополнить словами ", проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам";

2) в статье 196:

а) наименование дополнить словами "и проведению независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам";

б) в части первой после слов "профессионального образования" дополнить словами ", а также проведения независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам";

в) в части второй после слов "профессиональное образование работников" дополнить словами ", а также направление (с согласия работника) на проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам";

г) часть третью после слова "специальностей" дополнить словами ", в том числе для целей проведения независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам,";

д) дополнить частью шестой следующего содержания:

"При направлении работодателем работника на проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.";

3) в статье 197:

а) наименование дополнить словами ", прохождение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам";

б) часть первую дополнить словами а также на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам.".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу после вступления в силу Федерального закона "О независимой оценке квалификации".

Президент
Российской Федерации

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" (далее - законопроект) подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации Перечня поручений Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № Пр-1798 (пункт 11), от 26 декабря 2013 г. №>Пр-3050 (пункт 5), от 20 февраля 2015 г. № Пр-285 (подпункт "б" пункта 2), Плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р), Плана-графика формирования сети центров оценки квалификации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 881-р).

В рамках указанного Плана-графика планируется уполномочить для проведения оценки квалификации в период 2015-2017 годов 36, 191, 289 юридических лиц соответственно, оценку квалификации пройдут 3,7, 19,3, 70,4 тысяч человек. Фактически за 2015 год создано 49 центров оценки квалификации, прошло оценку 4,6 тысяч человек.

В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные стандарты характеризуют квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В связи с повышением требований к квалификации работников и постоянному обновлению компетенций работников возникает необходимость усовершенствования подходов к оценке квалификации. Полученные в рамках непрерывного образования, в том числе на производстве, компетенции работников требуют подтверждения, которое бы имело универсальное признание.

Законопроектом вносятся изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования порядка направления работодателями работников на прохождение оценки квалификации, а также предоставления гарантий и компенсаций в период прохождения оценки квалификации.

Так, потребность в проведении оценки квалификации работников определяется работодателем. Направление (с согласия работника) на проведение независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам осуществляется работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При прохождении оценки квалификации по направлению работодателя с отрывом от работы за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата, а также производится оплата командировочных расходов.

Право работников на оценку квалификации реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Следует отметить, что в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрен механизм аттестации на соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе. Аттестация проводится в соответствии с локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения представительного органа работников и по ее результатам работник может быть уволен. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

Предусмотренное законопроектом прохождение оценки квалификации для работника является добровольным, и в отличие от аттестации не предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации.

По итогам профессионального экзамена соискателям выдается свидетельство о квалификации либо, в случае неудовлетворительного прохождения экзамена, заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю.

Работник может самостоятельно за свой счет пройти оценку квалификации и предъявить работодателю результат прохождения оценки квалификации, в соответствии с которым работодатель и работник могут планировать дальнейшее обучение и профессиональную карьеру.

Оценка квалификации по инициативе соискателя проводится за счет средств соискателя, либо иных физических и (или) юридических лиц, если оценка квалификации проводится по направлению работодателя, то она осуществляется за счет средств работодателя.

Таким образом, оценка квалификации является добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не влечет каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу.

В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам предусматривается внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Предлагается:

для работодателей - отнесение расходов на оценку квалификации на соответствие профессиональным стандартам, проводимую на основании договора об оказании услуг по оценке квалификации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией;

для граждан - социальные налоговые вычеты в случае расходов физических лиц на прохождение оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам (таким образом, расширяется перечень оснований для налоговых вычетов, при этом размер вычетов не увеличивается).

Проектом федерального закона "О независимой оценке квалификации" предусмотрено, что в случае, если федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок оценки квалификации, чем установлен законопроектом, то оценка квалификации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (например, педагогических, медицинских работников, кадастровых инженеров и других).

В условиях модернизации и технологического развития наличие законодательства, обеспечивающего правовое регулирование отношений, связанных с оценкой квалификации, является необходимым условием эффективного функционирования не только экономики, а также системы профессионального образования.

Оценка квалификации на профессиональной основе, как правило, востребована при изменении техники, технологии, внедрении новых форм и методов современной организации труда.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Вступление в силу законопроекта предусмотрено после вступления в силу Федерального закона "О независимой оценке квалификации".