Учебный центр информирует: Изменят понятие ученического договора
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статья 1
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2013, № 27, ст. 3477) следующие изменения:
1) статью 198 изложить в следующей редакции:
"Статья 198. Ученический договор
Ученический договор — соглашение между работодателем и работником или лицом, ищущим работу, в соответствии с которым работодатель обязуется направить за свой счет работника или лицо, ищущее работу, на обучение для освоения основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных образовательных программ и иных программ, подготовка по которым предусмотрена законодательством Российской Федерации, а работник или лицо, ищущее работу, обязуется пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией (освоенными знаниями, умениями, навыками и компетенциями) отработать по трудовому договору у данного работодателя в течение срока, установленного в ученическом договоре в случае заключения трудового договора.
Работодатель — юридическое лицо (организация) или индивидуальный предприниматель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Не допускается заключение ученического договора по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования с работником или лицом, ищущим работу, с которым заключен договор о целевом обучении.
Ученический договор заключается также с лицом, обучающимся по образовательной программе и ищущим работу. В таком случае работодателем не принимается на себя обязательство о направлении данного лица на обучение.
Ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется настоящей главой, гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права. Ученический договор с работником является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового договора.
В случае успешного завершения ученичества с лицом, ищущим работу, может быть заключен трудовой договор в срок, предусмотренный ученическим договором.
Успешное завершение ученичества свидетельствуется успешным освоением программы, указанной в части первой настоящей статьи, подтвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.«;
2) часть первую статьи 199 изложить в следующей редакции:
«Ученический договор должен содержать:
наименование сторон;
указание на конкретную квалификацию (освоенные знания, умения, навыки и компетенции), приобретаемую учеником или наименование (вид) программы, указанной в части первой статьи 198 настоящего Кодекса, а также форму обучения (при необходимости);
обязанность работодателя обеспечить ученику возможность обучения в соответствии с ученическим договором;
обязанность работодателя, в случае успешного завершения ученичества, заключить трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору, в случае изменения его условий) с учеником в соответствии с полученной им квалификацией (освоенными знаниями, умениями, навыками и компетенциями), с определенными сторонами условиями оплаты труда, с соблюдением иных условий, предусмотренных трудовым законодательством и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и (при необходимости) условия, при которых эта обязанность вступает в силу;
обязанность ученика пройти обучение, заключить трудовой договор на условиях, предусмотренных абзацем пятым части первой настоящей статьи, и в соответствии с полученной квалификацией (освоенными знаниями, умениями, навыками и компетенциями) проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре;
срок ученичества;
размер оплаты в период ученичества;
условия о возврате стипендии, иных средств, потраченных работодателем в связи с ученичеством, в случае неисполнения обязательств учеником по ученическому договору.»;
3) часть первую статьи 200 изложить в следующей редакции:
«Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения квалификации (освоения знаний, умений, навыков и компетенций) или освоения программы, указанной в части первой статьи 198 настоящего Кодекса и предусмотренной ученическим договором.»;
4) статью 202 изложить в следующей редакции:
«Статья 202. Организационные формы ученичества
Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения, а также в формах, предусмотренных при освоении программ, указанных в части первой статьи 198 настоящего Кодекса.»;
5) в статье 203:
а) в части первой слово «Время» заменить словами «В случае, если обучение проходит непосредственно на производстве, время»;
б) в части второй слова «в организации» заменить словами «непосредственно на производстве без отрыва от работы»;
6) статью 204 изложить в следующей редакции:
«Статья 204. Оплата ученичества
Лицам, ищущим работу, заключившим ученический договор, либо работникам, заключившим ученический договор и обучающимся без отрыва от работы, в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации (освоенных знаний, умений, навыков и компетенций) и (или) осваиваемой программы, указанной в части первой статьи 198 настоящего Кодекса, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Работникам, заключившим ученический договор и обучающимся с отрывом от работы, в период ученичества выплачивается средняя заработная плата.
Работа, выполняемая учеником на практике, оплачивается в соответствии с установленными у данного работодателя при выполнении соответствующих работ условиями оплаты труда.
С лицом, ищущим работу, на период прохождения практики заключается срочный трудовой договор.»;
7) статью 205 изложить в следующей редакции:
«Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства
Трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, распространяется на учеников, являющихся работниками, а также на заключивших ученический договор лиц, ищущих работу, если указанные лица заключили срочный трудовой договор в период прохождения практики.»;
8) часть вторую статьи 207 изложить в следующей редакции:
«В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, расторгает трудовой договор с работодателем ранее установленного ученическим договором срока, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает работодателю средства, потраченные работодателем в связи с ученичеством в размере, порядке и сроки, установленные ученическим договором.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан в целях реализации подпункта «ж» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16.08.2023 № Пр-1619 по итогам Петербургского международного экономического форума 14-17 июня 2023 года и абзаца 5 подпункта «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 21.09.2023 (от 01.11.2023 № Пр-2192ГС).
В соответствии с перечнем поручений необходимо принять меры по совершенствованию положений, регулирующих ученический договор, предусмотрев для ученика выплату стипендии за счет средств работодателя и гарантии трудоустройства, для работодателя — возможность возвратности затраченных на обучение средств, а также механизм софинансирования расходов работодателей за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с главой 32 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Ученический договор включает указание конкретной квалификации, приобретаемой учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре.
В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по ученическому договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
В целях расширения практики ученических договоров законопроект предусматривает стимулы для повышения заинтересованности граждан и работодателей в применении ученических договоров.
В этой связи предлагается дополнить главу 32 Трудового кодекса Российской Федерации нормами, конкретизирующими статус ученических договоров и обязательства сторон, виды программ, осваиваемых в период ученичества, расширяющими круг лиц, которые могут заключать ученические договоры — не только организации, но и индивидуальные предприниматели.
В настоящее время складывается судебная практика, в том числе высших судов, в соответствии с которой к правоотношениям, возникающим на основании заключения договора о целевом обучении, применяются положения Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие ученический договор, индивидуальный трудовой спор и прочее (например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2021 № 24-КГ21-5, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2024 № 4-КГ24-33-К1 и др.).
В этой связи является целесообразным предусмотренное законопроектом совершенствование норм главы 32 ТК РФ в части разграничения механизмов ученического договора и договора о целевом обучении, а именно придание ученическому договору с лицом, ищущим работу, статуса гражданско-правового договора, запрет на заключение ученического договора с работником или лицом, ищущим работу, с которым заключен договор о целевом обучении, распространение действия трудового законодательства на учеников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем.
Также законопроект предусматривает включение в ученический договор условий об обязанности ученика в случае неисполнения обязательств по ученическому договору возмещать работодателю расходы, понесенные работодателем в связи с его ученичеством, в том числе в случае расторжения трудового договора ранее обозначенного в ученическом договоре срока, а также об обязательстве работодателя заключить с учеником трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору, в случае изменения его условий) в соответствии с полученной квалификацией (освоенными знаниями, умениями, навыками и компетенциями) и с определенными условиями оплаты труда и (при необходимости) условиями, при которых эта обязанность вступает в силу.
Таким образом, на основании правоприменительной практики работодателей законопроектом предлагается установить, что ученический договор может быть дополнен условиями, при которых вступает в силу обязательство работодателя заключить трудовой договор с учеником.
Отмечается, что Федеральным законом от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе разрабатывать дополнительные меры государственной поддержки в сфере занятости населения. Дополнительные меры государственной поддержки в сфере занятости населения предоставляются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. К дополнительным мерам государственной поддержки в сфере занятости населения относятся меры, в том числе направленные на организацию прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования гражданами, находящимися под риском увольнения, молодежью, иными категориями граждан.
Так, в настоящее время из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на финансовое обеспечение (возмещение) затрат работодателей на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций оборонно-промышленного комплекса, а также граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы и заключивших ученический договор с организациями оборонно-промышленного комплекса.
Правила предоставления и распределения вышеназванной субсидии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 № 1695.
Кроме того, с 01.01.2025 вступили в силу положения, согласно которым из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на содействие повышению кадровой обеспеченности предприятий агропромышленного комплекса и предусматривающих, в том числе возмещение заявителям до 90 процентов фактически понесенных в году предоставления субсидии и (или) в году, предшествующем году предоставления субсидии, затрат по заключенным ученическим договорам и договорам о целевом обучении со студентами агровузов, а также до 30 процентов фактически понесенных в году предоставления субсидии и (или) в году, предшествующем году предоставления субсидии, затрат по заключенным ученическим договорам и договорам о целевом обучении со студентами иных вузов.
Под заявителем понимается индивидуальный предприниматель или организация, осуществляющие деятельность на сельских территориях, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями либо осуществляющие производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и подобных лесных ресурсов, относящихся к пищевой продукции и продукции их переработки.
Правила предоставления и распределения вышеназванной субсидии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2024 № 1893.
Таким образом, в рамках установленного законодательства Российской Федерации уже реализуются мероприятия по обучению сотрудников за счет работодателя в обмен на господдержку, и внесение изменений в этой части в Трудовой кодекс Российской Федерации не требуется.
Расширение практики применения ученических договоров может стать действенным механизмом для подготовки квалифицированных кадров. С одной стороны, он поможет производству и экономике в целом решить проблему кадрового обеспечения, а с другой — будет играть роль социального лифта для самих работников, т.к. новые навыки — это перспективы успешного трудоустройства, карьерного роста, увеличения заработной платы работников.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, отрицательно не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 247-ФЗ) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований. В этой связи вступление в силу указанных поправок предлагается с 01.09.2025 г.
Законопроект устанавливает новые обязательные требования, оценка применения которых проводится в соответствии с Законом № 247-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований, а также из иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.