Меню

Учебный центр «ОЛИВИН» информирует: О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 37; 2007, № 45, ст. 5427; 2008, № 29, ст. 3418; № 52, ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, № 1, ст. 13; № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590, 4596; № 50, ст. 7336, 7343; 2012, № 26, ст. 3446; № 27, ст. 3587; № 53, ст. 7616; 2013, № 14, ст. 1643; № 45, ст. 5797; № 48, ст. 6165; 2014, № 16, ст. 1840; № 30, ст. 4218; № 42, ст. 5615; 2015, № 1, ст. 19; № 29, ст. 4350, 4359; № 45, ст. 6208; 2016, № 1, ст. 70; № 14, ст. 1904; № 18, ст. 2508; № 26, ст. 3865; № 27, ст. 4201; 2017, № 1, ст. 49; № 27, ст. 3926; 2018, № 1, ст. 35; № 27, ст. 3955; № 30, ст. 4543; № 31, ст. 4843, 4860, 4861; № 53, ст. 8448) следующие изменения:

1) абзац сорок шестой статьи 3 изложить в следующей редакции:

"энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство - аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее использования;";

2) пункт 1 статьи 26 дополнить абзацем следующего содержания:

"Фактический прием (подача) напряжения и мощности в ходе технологического присоединения (фактическое присоединение) к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется после получения разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти на допуск к эксплуатации указанных объектов, которое выдается в порядке и случаях, установленных Правительством Российской Федерации.";

3) дополнить статьей 28.2 следующего содержания:

"Статья 28.2. Допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства

1. Разрешение на допуск к эксплуатации энергопринимающего устройства, объекта по производству электрической энергии, объекта электросетевого хозяйства (далее - допускаемый объект) представляет собой документ, выдаваемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, который удостоверяет соответствие допускаемого объекта и условий его эксплуатации обязательным требованиям безопасности в сфере электроэнергетики.

2. Разрешение на допуск к эксплуатации выдается:

при технологическом присоединении допускаемых объектов к объектам электроэнергетики;

при строительстве или реконструкции допускаемых объектов, технологическое присоединение которых к объектам электроэнергетики не осуществляется.

3. На период испытаний и наладки допускаемых объектов выдается временное разрешение на допуск к эксплуатации.

4. Категории объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств, для которых требуется получение разрешения (временного разрешения) на допуск к эксплуатации, определяются Правительством Российской Федерации.

5. Порядок выдачи разрешения (временного разрешения) на допуск к эксплуатации, в том числе форма заявления о выдаче разрешения, перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче такого разрешения, форма разрешения, основания для отказа в выдаче разрешения, порядок проведения осмотра и оформления его результатов (форма акта) определяются Правительством Российской Федерации.

Выдача разрешения (временного разрешения) на допуск к эксплуатации осуществляется без взимания платы.

6. Положения настоящей статьи распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159; 2011, № 23, ст. 3263; № 50, ст. 7359; 2012, № 26, ст. 3446; № 53, ст. 7616, 7643; 2013, № 19, ст. 2330; 2014, № 49, ст. 6913; 2015, № 48, ст. 6723; 2016, № 18, ст. 2508; 2017, № 31, ст. 4828) следующие изменения:

1) статью 14 дополнить частью 18 следующего содержания:

"18. Подключение (технологическое присоединение) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, после получения разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти на допуск к эксплуатации указанных объектов, выдаваемого в порядке и случаях, установленных Правительством Российской Федерации.";

2) дополнить статьей 22.1 следующего содержания:

"Статья 22.1. Допуск к эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок

1. Разрешение на допуск к эксплуатации объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки представляет собой документ, выдаваемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, который удостоверяет соответствие объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки, а также условий их эксплуатации обязательным требованиям безопасности в сфере теплоснабжения.

2. Разрешение на допуск к эксплуатации выдается:

при технологическом присоединении объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения;

при строительстве или реконструкции объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки, технологическое присоединение которых к системе теплоснабжения не осуществляется.

3. На период испытаний и наладки объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки выдается временное разрешение на допуск к эксплуатации.

4. Категории объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, для которых требуется получение разрешения (временного разрешения) на допуск к эксплуатации, определяются Правительством Российской Федерации.

5. Порядок выдачи разрешения (временного разрешения) на допуск к эксплуатации, в том числе форма заявления о выдаче разрешения, перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче такого разрешения, форма разрешения, основания для отказа в выдаче разрешения, порядок проведения осмотра и оформления его результатов (форма акта) определяются Правительством Российской Федерации.

Выдача разрешения (временного разрешения) на допуск к эксплуатации осуществляется без взимания платы.

6. Положения настоящей статьи распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок"

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "О теплоснабжении" по вопросам допуска к эксплуатации энергоустановок" (далее - законопроект) направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования с целью снижения уровня аварийности и травматизма при эксплуатации объектов электроэнергетики и теплоснабжения.

Разработка законопроекта предусмотрена планом мероприятий по подготовке федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения и исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения, за исключением линейных объектов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2017 г. № 1954-р.

Согласно действующей редакции Федерального закона "Об электроэнергетике" к энергопринимающим устройствам отнесены только функционирующие "совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы", при этом определение "электроэнергетической системы" предполагает обязательное ее функционирование "в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления".

Таким образом, к энергопринимающим устройствам не отнесено значительное количество энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к изолированным энергосистемам, а также энергопринимающие устройства, класс напряжения которых составляет менее 110 кВт.

В связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. №861, процедура технологического присоединения включает в себя получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя к электрическим сетям, имеется необходимость законодательно закрепить полномочия государственных органов власти по определению порядка выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Необходимость процедуры по выдаче разрешений на допуск к эксплуатации электроустановок определена также в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1504".

Вместе с тем Федеральным законом "Об электроэнергетике" не установлены полномочия органа федерального государственного энергетического надзора по выдаче разрешения на допуск к эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок. Не определен орган, уполномоченный на установление требований к порядку выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок и объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Данная ситуация негативным образом влияет на нормативно-правовое обеспечение вопросов осуществления технологического присоединения энергопринимающих установок, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, и не позволяет принять меры по их гармонизации.

Законопроект предполагает устранение вышеперечисленных коллизий, а также установление основных положений в части осуществления выдачи разрешения на допуск к эксплуатации.

Функция по выдаче разрешения на допуск к эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок также не определена Федеральным законом "О теплоснабжении".

Вместе с тем выдача разрешений на допуск к эксплуатации энергоустановок предусматривается постановлением Правительства Российской Федерации от 5" июля 2018 г. № 787.

Законопроектом определяется, что выдача разрешения на допуск к эксплуатации осуществляется без взимания платы.

Круг лиц и категории энергоустановок, для которых действующими нормативными правовыми актами устанавливается обязанность получения разрешения на ввод в эксплуатацию уполномоченного органа, подпадающих под регулирование законопроекта, с его принятием не расширится.

Предусмотрен особый порядок вступления в силу законопроекта по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. Данный порядок обусловлен необходимостью подготовки подзаконных актов, определяющих порядок реализации положений законопроекта, а также для адаптации электросетевых организаций к условиям, связанным с изменениями норм, устанавливаемых законопроектом в части требований к выдаче разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок и объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Законопроектом требования в области технического регулирования не устанавливаются.

Предлагаемые проектом федерального закона изменения не связаны с реализацией государственных программ Российской Федерации и не влияют на достижение их целей.

Проект федерального закона соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие указанных изменений не потребует роста расходных обязательств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.