Меню

Об утверждении рекомендаций по службе окраны труда

 

Проект

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда

В соответствии со статьей 223 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2021, № , ст. ) и подпунктом 5.2.25 пункта 5.2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2014, № 32, ст. 4499; 2021, № , ст. ) п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить:

Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда cогласно приложению;

  1. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г.
  2. Признать утратившими силу с 1 марта 2022 г.:

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».

Министр
А.О. Котяков

Приложение
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от _________ 2021 г. № ____

Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда

  1. Общие положения
  2. Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда (далее – Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования Рекомендаций не распространяются на работодателей-индивидуальных предпринимателей, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников не более 50 человек, работодателей – субъектов малого предпринимательства и иных работодателей, принявших решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности и не организующих у себя систему управления охраной труда в соответствии с требованиями Примерного положения о системе управления охраной труда.

Настоящие Рекомендации предназначены для применения работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при формировании структуры службы охраны труда, определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей и их распределения между указанными работниками с учетом специфики деятельности работодателя.

  1. Рекомендации содержат условия формирования структуры службы охраны труда (специалист, бюро, отдел, управление/служба), методику расчета минимальной нормативной численности работников службы охраны труда в зависимости от выполняемых данными категориями работников основных функций.
  2. В основу разработки Рекомендаций положены:

- нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда и определяющие порядок функционирования системы управления охраной труда у работодателя;

- данные оперативного учета, статистической и управленческой отчетности по охране труда у работодателей;

- научные исследования лучших отечественных и международных практик по охране труда;

- результаты изучения существующей организации труда у работодателей различных видов экономической деятельности и рекомендации по ее совершенствованию.

  1. Рекомендациями охвачены следующие должности: начальник службы (бюро, отдел, управление, департамент и т.п.) охраны труда и специалисты по охране труда всех категорий.
  2. Данные Рекомендации охватывают следующие направления деятельности службы охраны труда у работодателя и ее специалистов:

а) обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя;

б) контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;

в) участие в проведении специальной оценки условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах;

г) обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях;

д) участие в расследовании и учете несчастных случаев, микроповреждений (микротравм);

е) подготовка и организация проведение инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;

ж) участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;

з) составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.

  1. Данные Рекомендации не предназначены для расчета штатной численности работников испытательных лабораторий по условиям труда, врачей по производственной медицине, специалистов по промышленной, экологической и пожарной безопасности и т.п.
  2. Приведенные в Рекомендациях числовые значения нормативов с указанием «до» следует понимать включительно.
  3. Организация труда
  4. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководству работодателя. По его решению прямое руководство службой охраны труда может быть делегировано одному из заместителей руководителя работодателя, у которых обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции.
  5. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения работодателя, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Служба охраны труда (далее - Служба) обеспечивает управление охраной труда у работодателя.

  1. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями работодателя, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также, при необходимости, с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
  2. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, другими локальными нормативными актами работодателя.
  3. Основными задачами Службы являются:

12.1. Организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда.

12.2. Контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда.

12.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда.

12.4. Информирование и консультирование работников и руководителей у работодателя по вопросам охраны труда.

12.5. Изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.

  1. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций и направлений работы по охране труда у работодателя в целом и (или) в его структурных подразделениях в соответствии с должностными инструкциями.
  2. Руководству работодателя следует обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих функций и полномочий, организовывать для работников Службы обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении с оснащением современным оборудованием, включая приборы аудио- и видео записи для проведения оперативного контроля и иные материальные средства, необходимые для выполнения работ с учетом специфики деятельности работодателя, средствами связи с доступом к информационно-коммуникационной сети «Интернет» и электронной базе профильной нормативно-справочной литературы и документации, а также обеспечением возможности приема посетителей.
  4. Для осуществления выполнения некоторых функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда и (или) уголка по охране труда, оснащенного необходимым оборудованием и комплектами нормативно-правовых и справочных документов по охране труда.
  5. Работники Службы имеют право:

17.1. Беспрепятственно в любое время суток посещать структурные подразделения работодателя и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения, находящиеся в ведении работодателя, знакомиться с документами по вопросам охраны труда.

17.2. Предъявлять руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

17.3. Требовать от руководителей структурных подразделений работодателя отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

17.4. Направлять руководству работодателя предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда.

17.5. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений работодателя необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

17.6. Привлекать по согласованию с руководством работодателя и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда.

17.7. Представлять руководству работодателя предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

17.8. Представлять по поручению руководства работодателя его интересы в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

  1. Определение структуры службы охраны труда
  2. Структура службы охраны труда формируется работодателем с учетом организационной (штатной) структуры, специфики вида деятельности, наличия удаленных обособленных структурных подразделений, особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда, зависящей от штатной численности работников у работодателя, установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.
  3. Структура службы охраны труда должна учитывать взаимосвязь элементов системы управления охраной труда у работодателя, направленных на выполнение принятой политики в области охраны труда, постановленных целей по охране труда, мероприятий и внутренних процедур, направленных на их достижение.
  4. Структура и численность службы охраны труда утверждается локальным нормативным актом работодателя.
  5. Определение нормативной численности работников службы охраны труда
  6. Нормативная численность работников службы охраны труда определена исходя из 40-часовой рабочей недели. Численность работников по штатному расписанию не должна превышать минимальную нормативную численность, определенную по настоящим Рекомендациям.
  7. Нормативная численность работников службы охраны труда представлена в виде таблиц, выражающих зависимость нормативов от одного или нескольких наиболее существенных для каждой из функций факторов (далее – нормофакторов), которые оказывают основное влияние на трудоемкость выполняемых работ.

В тех случаях, когда нормативная численность зависит от двух нормофакторов, она определяется по таблице на пересечении строки и столбца соответствующих числовым значениям нормофакторов. Числовые значения нормофакторов, в которых указано «до», следует понимать – включительно.

  1. Полученная нормативная численность по таблицам 1 – 5 и пункту 27.6 суммируется и в соответствии с методикой расчета нормативной численности работников службы охраны труда, представленной в разделе 5 настоящих Рекомендаций, рассчитывается нормативная численность штата службы охраны труда.
  2. В Приложении к настоящим Рекомендациям представлен пример расчета нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя.
  3. Методика расчета минимальной нормативной численности работников службы охраны труда предназначена для самостоятельного расчета работодателем необходимой минимальной численности работников службы охраны труда. Работодатель с учетом сложившихся организационно технических условий на основании таблиц 1 – 5 и параметров, заложенных в расчет нормативной численности, представленных в разделах 4 и 5 настоящих Рекомендаций, производит расчет численности работников службы охраны труда.
  4. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения у работодателя удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более – коэффициент 1,4.
  5. Все значения для расчета нормативной численности берутся в среднем за предыдущий год, предшествующий расчету и утверждению нормативной численности.
  6. В обособленных производственных структурах работодателя численностью свыше 400 человек, численность специалистов службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой обособленной единицы производственной структуры. К обособленным производственным структурам следует относить предприятия, цеха, транспортные (логистические), обслуживающие и жилищно-коммунальные подразделения, входящие в структуру работодателя, расположенные на разных производственных площадках и имеющих законченный производственный цикл.
  7. Разработка, пересмотр и утверждение указанных нормативов штатной численности осуществляется работодателем при участии профсоюзов или иных представительных органов работников.
  8. Далее приведены основные должностные обязанности работников службы охраны труда, которые должны учитываться работодателем при определении минимальной численности работников службы охраны труда.

30.1. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда

Состав работ:

а) Разработка совместно с руководством работодателя и его структурных подразделений политики, целей и задач по охране труда.

б) Разработка совместно с руководителями структурных подразделений и другими службами работодателя планов профилактических мероприятий по охране труда и управлению профессиональными рисками (полугодие, квартал, месяц), план-графиков их реализации и определение ответственных исполнителей.

в) Разработка совместно с руководителями структурных подразделений и другими службами работодателя планов профилактических мероприятий по улучшению условий труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, в том числе по результатам проведения специальной оценки условий труда.

г) Координация, консультации и методологическая помощь руководителям структурных подразделений работодателя при разработке и реализации профилактических мероприятий по охране труда.

д) Проведение совместно с соответствующими службами работодателя и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий и сооружений; оборудования, машин, механизмов и инструментов на соответствие их государственным нормативным требованиям охраны труда; эффективности работы систем и устройств, оказывающих влияние на условия труда; санитарно-гигиенического состояния бытовых помещений; применения средств коллективной и индивидуальной защиты работников и т.п.

е) Контроль исполнения требований по охране труда и реализации ежегодного плана мероприятий по охране труда в закрепленных структурных подразделениях согласно плану-графику проверок.

ж) Организация, координация и сопровождение работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний у работодателя и в его структурных подразделениях, разработанных на основании результатов расследований несчастных случаев на производстве, инцидентов и аварий, случаев микроповреждений (микротравм).

з) Анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения. Анализ экономического обоснования плана мероприятий по охране труда. Осуществление контроля за целевым и рациональным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на реализацию мероприятий по охране труда.

и) Составление совместно с руководителями структурных подразделений работодателя списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

к) Составление совместно с руководителями структурных подразделений работодателя списков профессий и должностей, в соответствии с которыми, работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда на основании действующего законодательства.

л) Работа в комиссии (комитете) по охране труда, работа с уполномоченными по охране труда или иными представителями работников по вопросам охраны труда.

м) Работа в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков, машин и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда (при условии, что данный состав работ закреплён в функциональных обязанностях работника службы охраны труда).

н) Согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней государственных нормативных требований охраны труда (при условии, что данный состав работ закреплён в функциональных обязанностях работника службы охраны труда).

о) Оценка результативности реализации мероприятий по охране труда на основе полученных данных по результатам контроля (аудита) эффективности системы управления охраной труда у работодателя.

п) Обеспечение проведения предварительного анализа состояния системы управления охраны труда у работодателя совместно с руководителями структурных подразделений, уполномоченными по охране труда или иными представителями работников.

30.2. Составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя

Состав работ:

а) Ведение всех видов отчетности по охране труда по установленным формам, включая установленные Росстатом, и в соответствующие сроки с учетом требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов работодателя.

б) Взаимодействие с представителями органов государственного надзора (контроля) и иных заинтересованных сторон. Подготовка ответов по официальным запросам, ведение деловой переписки.

в) Разработка совместно с руководителями структурных подразделений и другими службами работодателя локальных нормативных актов по порядку обеспечения и применения средств индивидуальной и коллективной защиты.

г) Ведение деловой переписки и подготовка профильных ответов по внутренним запросам со стороны работников и руководства работодателя.

д) Ведение базы данных (реестра) документов организации (структурного подразделения) по системе управления охраны труда как в бумажной форме, так и в электронном виде.

е) Ведение реестра договоров по оказанию услуг по охране труда, заключенных работодателем.

ж) Ведение регулярного мониторинга законодательных изменений по охране труда, формирование реестра нормативно-правовых актов по охране труда и здоровья, применимых к деятельности работодателя. Информирование работодателя об изменениях законодательства и нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

з) Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с профессиональными заболеваниями.

и) Рассмотрение обращений работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководству работодателя или руководству структурных подразделений работодателя по устранению выявленных недостатков.

Нормативная численность по функциям 30.1 и 30.2 представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Нормативная численность работников по обеспечению функционирования системы управления охраной труда, консультациям и координации по вопросам охраны труда, планированию мероприятий по охране труда, а также составлению отчетности по установленным формам, ведению документированной информации по охране труда у работодателя

№ п/п

Среднесписочная численность работников у работодателя

Количество самостоятельных производственных структурных подразделений1 у работодателя

Нормативная численность, человек

до 5

6 - 10

11 - 20

21 - 50

51 - 125

1

до 500

0,34

0,39

0,45

0,51

 

2

501 - 750

0,38

0,45

0,52

0,61

 

3

751 - 1000

0,42

0,48

0,56

0,68

 

4

1001 - 1500

0,5

0,57

0,66

0,82

1,12

5

1501 - 3000

0,65

0,82

0,89

1,1

1,37

6

3001 - 5000

 

1,07

1,28

1,53

1,82

7

5001 - 7500

 

 

1,54

1,97

2,83

8

7501 - 10000

 

 

1,82

2,39

3,46

9

10001 - 20000

 

 

2,06

3,04

4,49

10

20001 и свыше

 

 

2,53

3,61

4,64

________________________
1 Под структурными подразделениями у работодателя следует понимать бюро, службы, отделы, участки, цехи и другие самостоятельные подразделения.

30.3. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях

Состав работ:

а) Осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях.

б) Осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром.

в) Осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда.

г) Осуществление контроля за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями.

д) Осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями.

е) Осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах.

ж) Переработка локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

з) Принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников.

и) Анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.

Нормативная численность по функции 30.3 представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Нормативная численность работников по контролю за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях

№ п/п

Среднесписочная численность работников у работодателя

Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными условиями труда

до 100

101 - 350

351 - 500

501 - 1000

1001 - 3500

3501 и свыше

Нормативная численность, человек

1

до 500

0,06

0,07

0,08

 

 

 

2

501 - 750

0,07

0,08

0,09

 

 

 

3

751 - 1000

0,08

0,09

0,10

 

 

 

4

1001 - 1500

0,10

0,12

0,14

0,17

 

 

5

1501 - 3000

0,14

0,17

0,20

0,24

0,28

 

6

3001 - 5000

0,20

0,24

0,29

0,35

0,42

0,48

7

5001 - 7500

0,28

0,32

0,38

0,45

0,56

0,70

8

7501 - 10000

0,35

0,41

0,48

0,57

0,68

0,82

9

10001 - 20000

0,65

0,72

0,79

0,93

1,07

1,23

10

20001 и свыше

0,80

0,87

0,94

1,01

1,11

1,26

30.4. Участие в проведении специальной оценки условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах2.

________________________
2 Нормы времени (трудозатраты) при расчете нормативов численности специалистов (службы) по охране труда для данного пункта должны учитывать данные по результатам специальной оценки условий труда (количеству рабочих мест с вредными условиями труда) и сводного реестра опасностей на рабочих местах в организации за последние 5 (пять) лет.

Состав работ:

а) Организационное обеспечение работ по проведению специальной оценки условий труда, осуществление контроля за проведением специальной оценки условий труда.

б) Формирование и ведение локальной нормативной документации работодателя, необходимой для проведения специальной оценки условий труда. Подготовка соответствующих разъяснений в процессе проведения специальной оценки условий труда.

в) Участие в составлении перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда у работодателя, с учетом особенностей их организации, наименований профессий (должностей) и квалификации занятых на них работников, особенностей выполнения работ (подвижные, сезонные, периодического использования и другие), категорий работ по энергозатратам, а также с учетом возможности отнесения отдельных рабочих мест к аналогичным в соответствии с требованиями законодательства о специальной оценке условий труда.

г) Участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя, контроль за проведением специальной оценки условий труда у работодателя и оформлением ее результатов.

д) Организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда.

е) Разработка предложений в план мероприятий по улучшению условий труда с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

ж) Организационное обеспечение работ по выявлению опасностей и управлению профессиональными рисками.

з) Формирование и ведение необходимой локальной нормативной документации работодателя, необходимой для выявления опасностей и управления профессиональными рисками, с учетом требований действующей у работодателя системы управления охраной труда.

и) Сбор и анализ данных по выявленным опасностям, процедурам управления, управлению профессиональными рисками на рабочих местах и структурных подразделениях работодателя, в том числе с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда и действующей у работодателя системы управления охраной труда.

к) Разработка рекомендаций и предложений по реализации профилактических мероприятий по результатам, проведенной работы по выявлению опасностей и управлению профессиональными рисками.

30.5. Обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях

Состав работ:

а) Оперативный контроль за функционированием системы управления охраной труда в структурных подразделениях и в целом у работодателя.

б) Оперативный контроль за организацией содержания производственных и вспомогательных помещений, безопасной эксплуатацией оборудования, в том числе своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, использования инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств и т.п. в структурных подразделениях работодателя.

в) Оперативный контроль за организацией рабочих мест в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.

г) Оперативный контроль за выполнением в структурных подразделениях работодателя мер инструментального контроля за состоянием производственного оборудования и машин, зданий и сооружений.

д) Оперативный контроль за организацией санитарно-гигиенического содержания помещений и рабочих мест, эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, поддержанием питьевого и температурного режимов в структурных подразделениях работодателя.

е) Оперативный контроль за организацией обеспечения работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами и требованиями, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты.

ж) Оперативный контроль за своевременным предоставлением работникам в соответствии с установленными требованиями гарантий (компенсаций) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов согласно установленным нормам.

з) Оперативный контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора по вопросам охраны труда, разделом отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве согласно информации из акта по форме Н-1, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию безопасных условий труда, а также средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

и) Координация действий руководителей структурных подразделений работодателя при проведения периодического контроля за состоянием охраны труда, выполнением профилактических мероприятий.

к) Координация работы уполномоченных по охране труда (при наличии) при выполнении общественного контроля за охраной труда в структурных подразделениях работодателя.

д) Анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию, контролем производственных объектов, в части соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.

м) Принятие мер по устранению выявленных нарушений требований охраны труда по результатам оперативного контроля, выданных предписаний.

Нормативная численность по функциям 30.4 и 30.5 представлена в Таблице 3.

Таблица 3

Нормативная численность
работников по участию в проведении специальной оценки условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, обеспечении и координации проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях3

________________________
3 Под структурными подразделениями у работодателя следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.

№ п/п

Среднесписочная численность работников у работодателя

Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными условиями труда

до 100

101 - 350

351 - 500

501 - 1000

1001 - 3500

3501 и свыше

Нормативная численность, человек

при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя до 5

1

до 500

0,39

0,44

0,5

 

 

 

2

501 - 750

0,44

0,5

0,56

 

 

 

3

751 - 1000

0,48

0,54

0,6

 

 

 

4

1001 - 1500

0,57

0,65

0,75

0,86

 

 

5

1501 - 3000

0,84

0,95

1,05

1,13

1,19

 

6

3001 - 5000

1,2

1,31

1,44

1,49

1,58

 

7

5001 и свыше

1,7

1,82

1,92

2,01

2,12

2,31

 

 

при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 6 до 10

1

до 500

0,44

0,48

 

 

 

 

2

501 - 750

0,48

0,54

 

 

 

 

3

751 - 1000

0,53

0,63

 

 

 

 

4

1001 - 1500

0,62

0,68

0,77

0,86

 

 

5

1501 - 3000

0,88

0,98

1,07

1,18

 

 

6

3001 - 5000

1,25

1,34

1,46

1,58

 

 

7

5001 - 7501

1,7

1,82

1,92

2,01

2,12

2,31

15

7501 - 10000

2,15

2,27

2,42

2,52

2,61

2,76

16

10001 и свыше

2,18

2,43

2,67

2,84

3,21

3,8

 

при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 11 до 20

17

от 500

0,6

0,66

 

 

 

 

18

501 - 750

0,68

0,8

0,93

 

 

 

19

751 - 1000

0,8

0,93

1,1

1,29

 

 

20

1001 - 1500

0,93

1,1

1,29

1,41

1,53

 

21

1501 - 3000

1,1

1,29

1,41

1,56

1,86

 

22

3001 - 5000

1,29

1,37

1,53

1,98

2,3

2,78

23

5001 - 7500

1,53

1,8

2,13

2,37

2,75

3,06

24

7501 - 10000

1,8

2,07

2,38

2,64

2,81

3,29

25

10001 - 20000

2,25

2,48

2,7

2,87

3,24

3,88

26

20001 и свыше

2,7

2,85

3,08

3,3

3,75

4,5

 

 

при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 21 до 50

27

до 750

0,6

0,66

 

 

 

 

28

751 - 1000

0,8

0,99

1,17

 

 

 

29

1001 - 1500

0,98

1,18

1,47

1,74

 

 

30

1501 - 3000

1,18

1,46

2,07

2,19

1,98

 

31

3001 - 5000

1,46

2,07

2,21

2,58

2,84

 

32

5001 - 7500

1,79

2,21

2,58

2,82

3,02

3,24

33

7501 - 10000

2,19

2,55

2,84

3,02

3,24

3,6

34

10001 - 20000

2,72

3,02

3,17

3,6

4,07

4,68

35

20001 и свыше

2,85

3,08

3,3

3,75

4,13

4,73

 

при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 51 до 125

36

до 1000

0,92

1,08

1,34

1,64

2,01

 

37

1001 - 1500

1,11

1,34

1,67

2,07

2,34

 

38

1501 - 3000

1,37

1,64

2,01

2,34

2,57

 

39

3001 - 5000

1,67

2,01

2,34

2,55

3,12

3,62

40

5001 - 7500

2,07

2,31

2,57

3,02

3,57

3,87

41

7501 - 10000

2,55

3,02

3,57

3,83

4,4

4,71

42

10001 - 20000

3,12

3,15

3,83

4,4

4,71

5,52

43

20001 и свыше

3,15

3,23

3,9

4,59

4,8

5,7

30.6. Участие в расследовании и учете несчастных случаев, микроповреждений (микротравм)

Состав работ:

а) Обеспечение соблюдения требований Трудового Кодекса Российской Федерации в части расследования несчастных случаев на производстве, Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также Рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников.

б) Координация предпринимаемых действий при наступлении несчастного случая на производстве - оказание первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинское учреждение; принятии неотложных мер по предотвращению дальнейшего развития инцидента, аварийной ситуации, а также воздействия травмирующего фактора на других работников.

в) Подготовка и отправка сообщения о происшедшем несчастном случае на производстве в соответствии с установленными законодательными требованиями и локальными нормативными актами.

г) Работа в комиссии по расследованию несчастного случая; координация мероприятий, направленных на организацию эффективной работы комиссии – сбор данных с места происшествия, опрос свидетелей и пострадавших, запросы на экспертизы, оформление протоколов и т.п.

д) Участие в оформлении документов, необходимых для проведения расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также для страхового обеспечения пострадавших на производстве, в том числе назначения выплат по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

е) Выявление и анализ причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обоснование необходимых мероприятий (мер) по предотвращению аналогичных происшествий.

ж) Участие и координация действий в определении по результатам расследования нечастного случая мер, направленных на устранение причин и предупреждение аналогичных несчастных случаев на производстве.

з) Участие в составлении акта по форме Н-1 и в его направлении в соответствующие государственные органы и заинтересованным лицам с учетом установленных законодательных требований.

и) Подготовка материалов по итогам расследования несчастного случая с указанием причин и мероприятий, направленных на исключение повторения данного события, с ознакомлением работников с указанными материалами в рамках мероприятий в области охраны труда.

Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию4:

________________________
4 Норма времени (трудозатраты) на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая учитываются при расчете нормативов численности работников службы охраны труда с учетом статистических данных по произошедшим несчастным случаям на производстве за последние 5 (пять) лет.

- несчастного случая в организации - 24 часа;

- тяжелого несчастного случая на производстве - 120 часов;

- несчастного случая со смертельным исходом - 120 часов;

- группового несчастного случая на производстве - 120 часов.

Нормативная численность по данной функции 30.6 определяется путем деления нормы времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (по видам случаев) на фактический фонд рабочего времени одного работника службы охраны труда, определяемого ежегодно по производственному календарю, утверждаемому в соответствии с законами Российской Федерации. Средневзвешенный фонд рабочего времени одного работника составляет 1972 часа в год.

30.7. Подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя

Состав работ:

а) Составление (при участии руководителей структурных подразделений и соответствующих служб работодателя) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

б) Выявление потребностей в обучении и планирование обучения работников по вопросам охраны труда.

в) Координация разработки и согласование проектов инструкций по охране труда для работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте.

г) Консультационная помощь руководителям структурных подразделений работодателя при разработке проектов инструкций по охране труда для работников, программ проведения обучения и инструктажей по охране труда.

д) Разработка профиля компетенций по охране труда работников у работодателя и руководителей его структурных подразделений.

е) Контроль и аудит качества оказания образовательных услуг, проведения тестирований со стороны организаций, оказывающих услуги по обучению по охране труда, на основании заключенных с работодателем договоров.

ж) Разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда.

з) Проведение вводного инструктажа по охране труда. Контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажей по охране труда. Организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и по оказанию первой помощи пострадавшим.

и) Проведение консультаций по вопросам охраны труда.

к) Участие в работе комиссий работодателя по проверке знаний требований охраны труда у работников.

л) Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений работодателя при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.

м) Изучение, внедрение и использование современных технических средств обучения (тренажеры, средства мультимедиа, электронные базы обучения).

Нормативная численность по функции 30.7 представлена в Таблице 4.

Таблица 4

Нормативная численность работников
по подготовке и организации проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя

№ п/п

Среднесписочная численность работников у работодателя

Среднемесячная численность вновь принятых работников

Нормативная численность, человек

до 20

21 – 30

31 – 40

41 – 50

51 – 70

71 – 100

1

до 500

0,38

0,40

0,43

0,46

 

 

2

501 – 750

0,42

0,45

0,48

0,52

0,57

 

3

751 – 1000

0,47

0,50

0,54

0,59

0,64

0,70

4

1001 – 1500

0,55

0,59

0,65

0,75

0,83

0,91

5

1501 – 3000

0,81

0,86

0,92

1,00

1,08

1,17

6

3001 – 5000

1,16

1,24

1,32

1,41

1,54

1,72

7

5001 – 7500

1,60

1,68

1,77

1,90

2,08

2,21

8

7501 – 10000

 

2,12

2,24

2,43

2,56

2,76

9

10001 – 20000

 

 

3,98

4,24

4,43

4,78

10

20001 и свыше

 

 

4,64

4,80

5,00

5,30

30.8. Участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда

Состав работ:

а) Организация хранения документации (актов, формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

б) Участие в подготовки, составлении и согласования раздела «Охрана труда» коллективного договора, отраслевого (межотраслевого) соглашения.

в) Определение основных направлений совершенствования условий труда у работодателя.

г) Организация и обеспечение структурных подразделений работодателя печатными и электронными версиями локальных нормативных актов по охране труда (правила, инструкции, стандарты и т.п.), плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда.

д) Организация обмена передовым опытом по охране труда с работниками обособленных структурных подразделений работодателя, либо с другими работодателями, расположенными в других субъектах Российской Федерации.

е) Организация работы кабинета (уголков) по охране труда (при наличии);

ж) Организация информационных мероприятий по охране труда с использованием аудио- и видео- средств, цифровых решений, корпоративных и региональных средств массовой информации, печатной продукции (листовки, буклеты, брошюры, плакаты) и т.д.

з) Организация и проведение лекций, бесед по охране труда, по безопасным методам работы, культуре безопасного труда и т.п.

и) Участие в профильных мероприятиях (конференции, семинары, круглые столы) по охране труда на уровне субъекта Российской Федерации и всероссийском уровне.

Нормативная численность по функции 30.8 представлена в Таблице 5.

Таблица 5

Нормативная численность работников по участию в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя, а также по организации информационных мероприятий по охране труда

№ п/п

Среднесписочная численность работников у работодателя

Количество самостоятельных производственных структурных подразделений5 у работодателя

Нормативная численность, человек

до 5

6 - 10

11 - 20

21 - 50

51 - 125

1

до 500

0,34

0,39

0,45

0,51

 

2

501 - 750

0,38

0,45

0,52

0,61

 

3

751 - 1000

0,42

0,48

0,56

0,68

 

4

1001 - 1500

0,5

0,57

0,66

0,82

1,12

5

1501 - 3000

0,65

0,82

0,89

1,1

1,37

6

3001 - 5000

 

1,07

1,28

1,53

1,82

7

5001 - 7500

 

 

1,54

1,97

2,83

8

7501 - 10000

 

 

1,82

2,39

3,46

9

10001 - 20000

 

 

2,06

3,04

4,49

10

20001 и свыше

 

 

2,53

3,61

4,64

________________________
5 Под структурными подразделениями у работодателя следует понимать бюро, службы, отделы, участки, цехи и другие самостоятельные подразделения

  1. Методика расчета численности работников службы охраны труда
  2. Методика расчета численности работников службы охраны труда предназначена для самостоятельного расчета работодателями нормативной численности с учетом вида деятельности и особенностей организации работы, организационной структуры работодателя и иных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность системы управления охраной труда у работодателя
  3. Методика представляет собой инструкцию по расчету нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя. Нормативы численности базируются на статистическом анализе фактически сложившейся численности работников и ее зависимости от факторов, отражающих трудоемкость, а также организационные, экономические, технические и иные условия выполнения работ и функций.
  4. На первом этапе проводится сбор всей статистической информации о штатной и фактической численности работников, организационных, технических и иных условиях, характеризующих факторы, влияющие на трудоемкость выполнения работ, а также устанавливается содержание работ по трудовым функциям, выполняемым работниками службы охраны труда, которые представлены в разделе 4 настоящих Рекомендаций.
  5. На втором этапе проводится расчет нормативной численности по следующей формуле:

Чсот = Нуп + (∑Нч + Нком) × Kриск × Kнев × Kуд) (1),

где:

Чсот – численность сотрудников службы охраны труда у работодателя, чел;

Нуп – норма управляемости, чел;

∑Ня – суммарная нормативная численность работников службы охраны труда на выполнение всех трудовых функций, чел;

Нком – нормативная численность работников службы охраны труда на нахождение в командировках, чел;

Kриск – коэффициент уровня риска работодателя;

Kнев – коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.;

Kуд – коэффициент удаленности.

  1. Сначала рассчитывается суммарная нормативная численность работников службы охраны труда (∑Ня) на выполнение всех трудовых функций согласно разделу 4 настоящих Рекомендаций в соответствии с существующими критериями (нормофакторами), а именно:

- среднесписочной численностью работников уработодателя;

- численностью работников, занятых на работах с вредными условиями труда;

- количеством самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя;

- среднемесячной численностью вновь принятых работников,

Далее по таблицам 1- 5 раздела 4 определяется нормативная численность по функциям и суммируется. По функции 30.6 раздела 4 настоящих Рекомендаций нормативная численность рассчитывается путем деления нормы времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (по видам случаев) на фактический фонд рабочего времени одного работника, принимаемый за 1972 часа.

Важно: В случае, если на специалиста по охране труда возложены дополнительные функции работодатель самостоятельно определяет трудоемкость этих работ и добавляет к суммарной нормативной численности, рассчитанной по таблицам 1-5 раздела 4.

Расчет нормативной численности по функции 30.6 раздела 4, командировкам и дополнительным функциям производится по формуле:

Нрч

=

Тр

 

((2),

 

Фн

где Нрч– норматив численности, чел./час;

Тр – фактическая трудоемкость функции/действия, определяемая методом прямого нормирования (по командировкам рассчитывается как количество календарных дней нахождения специалистов по охране труда в командировках в среднем за предыдущий год, умноженное на 8 часов), чел. час;

Фн – фактический фонд (норма) рабочего времени одного работника в год (1972 часа), час.

  1. Полученную в соответствии с пунктом 35 суммарную нормативную численность работников по всем трудовым функциям согласно формуле (1) необходимо умножить на перечисленные коэффициенты:

- коэффициент уровня риска организации (Kриск);

- коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (Kнев);

- коэффициент удаленности (Kуд).

36.1. Расчет коэффициента уровня риска организации (Kриск).

В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от июля 2021 г. № «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 2 года;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 3 года;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 5 лет;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 6 лет.

Коэффициенты риска рассчитаны в таблице 6 с учетом трудозатрат на сопровождение проверок специалистом по охране труда и фондом рабочего времени работника.

Таблица 6

Категория уровня риска организации

Частота плановых проверок

Kриск

Категория высокого риска

1 раз в 2 года

1,05

Категория значительного риска

1 раз в 3 года

1,03

Категория среднего риска

1 раз в 5 лет

1,02

Категория умеренного риска

1 раз в 6 лет

1,01

Категория низкого риска

Плановые проверки не проводятся

1,0

36.2. Расчет коэффициента невыходов, учитывающего планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (Kнев).

Коэффициент невыходов Kнев определяется по формуле:

Кнев

= 1 +

% планируемых невыходов

 

(3)

 

100

36.3. Определение коэффициента удаленности (Kуд).

Коэффициент удаленности структурных подразделений на территории одной организации (Kуд) определяется:

от 0,5 км до 1,5 км – Kуд = 1,2,

от 1,5 км и более – Kуд = 1,4.

  1. Далее определяют норму управляемости (количество руководителей и их заместителей) в зависимости от полученной суммарной нормативной численности работников по всем трудовым функциям, определяемой в соответствии с пунктами 34 - 36 настоящих Рекомендаций.

Норма управляемости Нуп. определяется по таблице 7.

Таблица 7

Нормативная численность сотрудников службы охраны труда, чел.

Норма управляемости (численность руководителей и их заместителей), чел.

до 10

1

10 – 15

2

16 – 26

3

27 – 42

4

43 - 55

5

свыше 56

6

  1. Итоговая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя определяется путем суммирования нормы управляемости, определяемой в соответствии с пунктом 37 настоящих Рекомендаций, с полученной суммарной нормативной численностью работников по всем трудовым функциям, определяемой в соответствии с пунктами 34 - 36 настоящих Рекомендаций.
  2. При определении итоговой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя необходимо учитывать только целые числа. Округление производится в порядке, указанном в таблице 8.

Таблица 8

№ п/п

Расчетное число должностей

Правила округления

1

менее 0,13

Отбрасываются (0)

2

0,13 – 0,37

Округляются до 0,25

3

0,38-0,62

Округляются до 0,5

4

0,63 – 0,87

Округляются до 0,75

5

свыше 0,87

Округляются до 1,0

  1. Если фактическая численность работников службы охраны труда у работодателя меньше рассчитанных в соответствии с настоящими Рекомендациями нормативных значений, но позволяет обеспечить соблюдение требований охраны труда у работодателя, допускается сохранение действующей у работодателя структуры и численности работников службы охраны труда при условии отсутствии на рабочих местах работников указанной Службы вредных условий труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда. При несоблюдении указанных требований работодателю рекомендуется откорректировать структуру и численность работников службы охраны труда у работодателя в соответствии с требованиями настоящих Рекомендаций.

Приложение
к Рекомендациям по структуре
службы охраны труда в организации и численности
работников службы охраны труда

Пример расчета численности
работников службы охраны труда у работодателя

Данные работодателя, необходимые для создания службы охраны труда:

  1. Среднесписочная численность работников – 1100 чел.
  2. Численность рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда – 265 чел.
  3. Количество самостоятельных производственных структурных подразделений – 44.
  4. Среднемесячная численность вновь принятых работников – 21 чел.
  5. Количество несчастных случаев, произошедших за предшествующие 5 лет, – 6 несчастных случаев, один из которых со смертельным исходом.
  6. Работодателю присвоена категория значительного риска.
  7. Процент планируемых невыходов (болезни, отпуска, дополнительные отпуска за вредные условия труда, за условия работы (Крайний Север и др. условия)) – 20%.
  8. Удаленность объектов – от 0,5 км до 1,5 км.
  9. Командировки за год – 42 календарных дня.

Расчет численности работников службы охраны труда

  1. Определяем суммарную нормативную численность работников службы охраны труда (∑Ня) на выполнение всех трудовых функций:

Номер таблицы из раздела 4

Нормативная численность, чел

1

0,82

2

0,12

3

1,18

4

0,59

5

0,82

Итого

3,53

По функции 30.6:

Несчастные случаи: 5 * 24 = 120 часов

Несчастный случай со смертельным исходом: 1 * 120 = 120 часов

Итого: (120 + 120) / 1972 = 0,12 чел.

Нком = 42*8/1972 = 0,17 чел.

  1. Коэффициент уровня риска организации (Kриск) = 1,03 (значительный риск).
  2. Коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (Kнев) = 1 + 20/100 = 1,2.
  3. Коэффициент удаленности ( Kуд) = 1,2.
  4. Суммарная нормативная численность работников составит: (3,53 + 0,12 + +0,17) * 1,03 * 1,2 * 1,2 = 5,66 чел.
  5. Нуп – норма управляемости = 1 чел.
  6. Итоговая минимальная нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя составит: 1 + 5,66 = 6,66 ≈ 7 ед.