Меню

Как обезопасить работу на автопогрузчике

С апреля действуют новые правила по охране труда для промышленного транспорта, в которых четко не указали требования по допуску сотрудников к работе, сославшись на другие нормативные акты. В статье разобрали, какие требования нужно учитывать при выборе кандидата, на какие медосмотры направлять работников и в каком объеме специалист по охране труда обязан проверять рабочие места водителей автопогрузчиков. Для обучения сотрудников используйте наглядные памятки и шаблоны документов.

Проверьте квалификацию водителя

Сотрудников на работу принимает кадровая служба, поэтому сообщите им, какие требования к квалификации водителя погрузчика прописали в законе. При проверках структурных подразделений контролируйте, чтобы автопогрузчиком управляли работники старше 18 лет, которые прошли обучение и получили удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с открытой категорий ВС и особой отметкой «Водитель погрузчика 4р».

Проверьте у водителей погрузчиков квалификационные удостоверения. У каждого из них должна быть квалификация «водитель погрузчика», которую он получил в лицензированном учебном центре (приказ Минобрнауки от 02.07.2013 № 513). В зависимости от объема или мощности двигателя погрузчика, на котором предстоит работать водителю, дополнительно может потребоваться квалификация тракториста-машиниста. Ее получают в случае, когда объем двигателя внутреннего сгорания автопогрузчика свыше 50 куб. см либо максимальная мощность электродвигателя более 4 кВт (пп. 2, 3 Правил, утв. постановлением Правительства от 12.07.1999 № 796).

Организуйте медосмотры

Водитель автопогрузчика проходит:

Психиатрическое освидетельствование водители проходят до приема на работу и перед предварительным медосмотром (п. 9 приложения 3 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, далее — Приказ № 302н). В дальнейшем — с периодичностью раз в пять лет. Если соискатель по состоянию здоровья не прошел освидетельствование, его не направляют на предварительный медосмотр, кандидата сразу отклоняют по медицинским противопоказаниям.

Обязательные предварительные и периодические медосмотры водители погрузчиков проходят по Приказу № 302н, в случаях когда на работников воздействуют производственные факторы или они выполняют определенный вид работ. Чтобы правильно установить, нужно ли в направлении на медицинский осмотр указывать производственные факторы по приложению 1 к Приказу № 302н, изучите результаты СОУТ и производственного контроля. При этом водителей автопогрузчиков обязательно направляют на медосмотр раз в два года по виду работ (п. 27.14 приложения 2 к Приказу № 302н).


Важно

Если у автопогрузчика нет сиденья для пассажира, перевозка людей на нем запрещена


Водители погрузчиков должны соблюдать правила дорожного движения, даже если не выезжают за пределы территории предприятия. Поэтому они обязательно проходят предсменные медосмотры (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Допуск к работе подтверждает медработник, когда ставит свою подпись на путевом листе (п. 16 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н).

Послесменный медосмотр проводят, если водитель перевозит опасные грузы или пассажиров. При этом пассажир — любой человек, который находится в кабине погрузчика за исключением водителя. Сведения о проведенном предсменном или послесменном медосмотре заносят в журналы.

Контролируйте обучение по охране труда


Обратите внимание

Если водители погрузчиков выполняют работы повышенной опасности, повторный инструктаж проводят раз в квартал


Водитель автопогрузчика — рабочая профессия, поэтому обучение охране труда проводят внутри организации, а знания проверяет комиссия работодателя. Обучение начинают с вводного инструктажа. На нем работнику рассказывают об условиях труда на его рабочем месте, гарантиях и компенсациях, а также объясняют, какие средства защиты и где ему должны выдать.

После вводного инструктажа работник получает СИЗ и приходит на участок, где до начала самостоятельной работы проходит первичный инструктаж на рабочем месте и стажировку. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель по утвержденной программе. Ее разрабатывают на основе инструкций по охране труда, эксплуатационной документации на погрузчики, а также локальных и нормативных актов по охране труда. В программу первичного инструктажа включают тренировки по применению средств защиты. Повторный инструктаж проводят по программе первичного с периодичностью не реже одного раза в полгода.

После первичного инструктажа проводят стажировку, во время которой работник должен укрепить теоретические знания под руководством опытного наставника, назначенного приказом по организации. Стажировку проводят по утвержденным программам, которые разрабатывают для каждой должности. Продолжительность составляет от 2 до 14 смен в зависимости от опыта новичка.

После стажировки проводят проверку знаний требований охраны труда. Для этого руководитель назначает комиссию в составе не менее трех человек, обученных в учебном центре. Итоги оформляют в виде протокола. После успешной сдачи работнику выдают удостоверение (приложение 2 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, далее — Порядок № 1/29). Периодичность проверки знаний у водителей автопогрузчиков работодатель определяет самостоятельно. Но если водители выполняют работы повышенной опасности, проверку знаний проводят ежегодно (п. 9 Правил, утв. приказом Минтруда от 23.06.2016 № 310н).

До допуска к самостоятельной работе водители автопогрузчиков проходят обучение по оказанию первой помощи. Для удобства его совмещают с обучением по охране труда. Для этого в программу обучения и экзаменационные билеты включают вопросы по оказанию первой помощи. Периодическое обучение оказанию первой помощи проводят не реже одного раза в год (п. 2.2.4 Порядка № 1/29).

Проверяйте условия труда на рабочем месте

Спецоценка

При организации СОУТ учитывайте особенности работы. Если водитель управляет погрузчиками разных марок, модификаций, дат выпуска, все виды транспорта включайте в карту спецоценки. Для этого экспертной организации передают утвержденный перечень рабочих мест, в который включают список транспортных средств и другого оборудования, для каждого конкретного места.

Если водитель эксплуатирует только один вид погрузчика, при работе на другом транспортном средстве, не указанном в карте спецоценки, нужно будет проводить внеплановую СОУТ. Либо водителя можно ознакомить с результатами спецоценки на другом рабочем месте, где замеры делали с учетом нужного погрузчика.

При выборе аналогичных рабочих мест следите, чтобы сотрудники работали в однотипных производственных помещениях, у которых не отличаются системы освещения и отопления. Одинаковыми также должны быть название должности, модель автопогрузчика, вид топлива. Учтите, если водители работают в разные смены — одни в режиме пятидневки, а другие — чередуют дневные и ночные смены, их рабочие места нельзя признать аналогичными (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).


Важно

Контролируйте, чтобы водители соблюдали требования охраны труда, перечисленные в памятках


Контроль технического состояния погрузчика

Специалист по охране труда не организует контроль технического состояния, но следит, чтобы его проводили. Для этого он посещает участки и проверяет, как организовали ежесменный осмотр погрузчиков, контролирует санитарно-техническое состояние мест стоянки и хранения транспорта.

Проверку начните с осмотра автопогрузчика. На нем должны быть надписи с регистрационным номером, грузоподъемностью, датой следующего испытания. Проследите, чтобы на автопогрузчиках были исправны: тормоза, глушитель с искрогасителем, зеркало заднего вида, стеклоочиститель, звуковой сигнал, фары, световая сигнальная система. Проверьте, чтобы на узловых и видных местах висели схемы движения транспорта.

Следите, чтобы механик, который контролирует техническое состояние погрузчика, делал отметки о проверках в путевом листе до и после смены. Объясните работникам, что если во время смены произошли неполадки, они должны сдать погрузчик в ремонт.

Проверьте, чтобы на предприятии утвердили график планово-предупредительного ремонта. Объем работ и порядок технического обслуживания внутризаводского промышленного транспорта определяют по руководству или инструкции по эксплуатации от завода-изготовителя. Как правило, испытания погрузчиков проводят при производстве, а при эксплуатации проводят их обслуживание (таблица).

Виды обслуживания автопогрузчика

Вид Сокращение Периодичность
Ежесменное обслуживание ЕО После каждой смены
Техническое обслуживание № 1 ТО 1 Через каждые 50 часов работы
Техническое обслуживание № 2 ТО 2 Через каждые 400 часов работы
Годовое обслуживание ГО Один раз в год

Обратите внимание

Для безопасного передвижения автопогрузчиков по территории предприятия разрабатывают транспортно- технологические схемы


Перед отгрузкой погрузчика завод-изготовитель проводит полный технический осмотр и контрольные испытания погрузчика. Результаты этих испытаний отражают в акте, его копию прилагают к сервисному паспорту погрузчика. В инструкции по эксплуатации указывают, какие работы можно проводить самостоятельно, а какие — в сервисной организации. Загляните в инструкции на погрузчики, чтобы проверить, не нарушают ли на участках требования завода-изготовителя. Сведения об обслуживании автопогрузчиков указывают в разделе «Техническое обслуживание погрузчика».

Техническое обслуживание (ТО) проводит работник, которого назначили приказом по организации. Например, это может быть главный механик предприятия. Проводят ТО с учетом требований инструкции завода-изготовителя и пунктов 42–49 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (утв. приказом Минтруда от 27.08.2018 № 553н). Также работодатель вправе передать техническое обслуживание автопогрузчиков на аутсорсинг в специализированную организацию.