Учебный центр информирует: Об утверждении Методических рекомендаций по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах

ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2019 года № 14-94

Об утверждении Методических рекомендаций по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах

В целях оказания практической помощи организациям Профсоюза в реализации уполномоченными по охране труда своих полномочий и в соответствии с пунктом 3.1. постановления Президиума ЦК Профсоюза от 26.03.2019 года N 14-7 отделом правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза подготовлены методические рекомендации по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

Методические рекомендации разработаны с учетом действующего законодательства Российской Федерации в области охраны труда и согласованы с членами экспертного совета при ЦК Профсоюза по условиям и охране труда.

Президиум ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Методические рекомендации по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах (прилагается).

2. Председателям региональных организаций Профсоюза:

2.1. Использовать настоящие Методические рекомендации в практической деятельности при организации контроля за условиями и охраной труда на рабочих местах медицинских организаций и направить их в каждую первичную организацию Профсоюза.

2.2. Рекомендовать председателям первичных профсоюзных организаций активизировать работу уполномоченных по охране труда Профсоюза с использованием при проведении проверок карт с контрольными вопросами.

3. Отделу по связям с общественностью и информационной работе (С.А. Грубов) разместить настоящее постановление на сайте Профсоюза.

4. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н. Пахомов) направить постановление в комитеты региональных организаций Профсоюза по системе www.esed.przrf.ru.

Председатель Профсоюза
М.М. Кузьменко

Методические рекомендации
по организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации"

Настоящие Методические рекомендации разработаны для оказания методической помощи в организации контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах структурных подразделений (организаций) выборному органу первичной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (далее - Профсоюз), уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда Профсоюза в соответствии с пунктом 3 постановления Президиума ЦК Профсоюза от 26.03.2019 N 14-7, Положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда Профсоюза (далее - Положение).

При разработке Методических рекомендаций (далее - Рекомендации) использовались документы Профсоюза, Методические рекомендации ФНПР по вопросам контроля за состоянием условий и охраны труда и Регламент проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами с учетом определенных Положением задач, функций и полномочий Уполномоченных по охране труда Профсоюза (далее - Уполномоченные).

В Рекомендациях приведены подходы и методы осуществления контроля со стороны Уполномоченных по вопросам охраны труда и приведены примерные формы отдельных профсоюзных документов в виде протоколов, заключений, карт (чек-листов) и плана, даны разъяснения по заполнению установленной в Профсоюзе формы N 1-У отчета о работе Уполномоченного.

Ценность контроля силами Уполномоченных, в отличие от других форм контроля в том, что он повсеместен и непрерывен. Чем больше работников медицинских организаций будут принимать участие в проведении профсоюзного контроля, тем выше его эффективность. Уполномоченные, постоянно находясь среди работников своего структурного подразделения, как никто другой могут повлиять на отношение всех без исключения работников к вопросам безопасности и необходимости ежедневного соблюдения нормативных требований охраны труда. От профессиональных действий, компетентной, грамотной и активной работы Уполномоченных значительно зависят обеспечение здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте и снижение влияния на здоровье работника профессиональных рисков, а значит качественное оказание медицинской помощи и услуг населению.

Уполномоченные избираются открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников структурного подразделения (организации) на срок полномочий профсоюзного комитета (Примерная форма протокола в Приложении N 1). При этом, выборный орган первичной профсоюзной организации (далее - профсоюзный комитет) должен обеспечить выборы Уполномоченных. Численность, порядок избрания Уполномоченных устанавливаются в коллективном договоре или в ином совместном решении работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации, в зависимости от конкретных условий и необходимости обеспечения общественного контроля за условиями и охраной труда на каждом рабочем месте в структурном подразделении (организации). Координирует работу в структурных подразделениях организации старший уполномоченный по охране труда, который наделяется соответствующими полномочиями профсоюзным комитетом или единоличным исполнительным органом (председателем первичной организации Профсоюза).

От создания руководителями подразделений (организации) условий для работы Уполномоченных зависит, будет ли эффективной и действенной созданная в медицинской организации система управления охраной труда, полнота и правильность проведения мероприятий по специальной оценке условий труда на рабочих местах работников, а также низким или высоким показатель трудопотерь от случаев травматизма и заболеваний работников по причине нарушений требований безопасного выполнения работ и охраны труда.

Участие Уполномоченных и реализация ими в структурных подразделениях (организации) по утвержденному постановлением Президиума ЦК Профсоюза Положению своих полномочий соответствует требованиям федерального законодательства, положениям Межгосударственных стандартов в Системе стандартов безопасности труда, в том числе в части предъявляемых требований к системе управления охраной труда и способствует эффективности её элементов.

Рекомендации рассмотрены и согласованы членами Экспертного совета при ЦК Профсоюза по вопросам условий и охране труда.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации рассматривают организацию осуществляемого контроля Уполномоченными на соответствие государственным требованиям охраны труда состояния условий и охраны труда на рабочих местах структурных подразделений (организации).

По вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда трудовым законодательством определены основные понятия, знание которых является базовым для использования Уполномоченными в осуществляемом контроле.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Примечание: Типовое положение о системе управления охраной труда, утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. N 438н.

Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

1.2. Уполномоченными на рабочих местах структурных подразделений (организации) профсоюзный контроль состояния условий и охраны труда может осуществляться в форме наблюдений и (или) проверок (обследований).

1.2.1. Проверки методом наблюдения (по системе Элмери) проводятся Уполномоченными с учетом критерий оценки состояния условий труда на рабочих местах объекта проверок.

Примечание: Метод наблюдения описан в Методических рекомендациях, утвержденных постановлением Исполкома ФНПР от 26.09.2007 N 4-6 и информационном бюллетене ЦК Профсоюза N 17, 2016 год.

1.2.2. Проверки методом проверок (обследований) (далее - проверки) по картам контрольных вопросов (чек-листам) Уполномоченными проводятся по предварительно запланированным темам и (или) отдельным тематическим вопросам, подлежащих контролю.

Проверки с применением чек-листов, рекомендуется проводить в целях постоянного административно-общественного контроля (самоконтроля) обязательного обеспечения должностными лицами в структурных подразделениях (организации) выполнения отдельных государственных нормативных требований по охране труда или нормативных правовых актов.

Важно. Требованиями Х Раздела Трудового кодекса РФ для работодателя установлены ряд обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Примечание: Метод проверок по картам контрольных вопросов (чек-листам) в настоящее время используется государственными органами контроля и надзора. Например, приказом Роструда от 10.11.2017 N 655 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" утверждено 133 проверочных листа (списка контрольных вопросов).

1.3. Проверки Уполномоченными направлены на:

- создание условий труда на рабочих местах, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям коллективного договора;

- соблюдение прав работников при проведении специальной оценки условий труда;

- поддержание совместно с должностными лицами организации устойчивой политики управления профессиональными рисками в системе управления охраной труда.

1.4. Проверки за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах в структурном подразделении (организации) планируются ежегодно, а их результаты могут использоваться при подведении итогов осуществляемого административно-общественного контроля в рамках системы управления охраной труда.

1.5. Результаты проверок должны способствовать получению работниками информации о реальном состоянии условий и охраны труда на их рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, их правах, гарантиях и компенсационных мерах за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда, льготное пенсионное обеспечение).

1.6. При проведении проверок в соответствии с планом работы Уполномоченного (Примерный план работы в Приложении N 2) рекомендуется охватывать основные разделы административно-общественного контроля, которые смогут включать проверки по картам контрольных вопросов (чек-листам) за:

- наличием в структурном подразделении (организации) инструкций по охране труда и правильностью документирования инструктажей на рабочем месте;

- соблюдением сроков прохождения работниками обучения и проверки знаний требований охраны труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте;

- своевременным прохождением работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;

- своевременным обеспечением работников смывающими и обезвреживающими средствами по установленным нормам;

- обеспечением работников, занятых на работах с вредными условиями труда по установленным нормам молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размере, а на работах с особо вредными условиями труда лечебно-профилактическим питанием;

- своевременным приобретением и выдачей работникам по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке;

- соблюдением прав работников при проведении специальной оценки условий труда;

- соблюдением режима труда и отдыха работников;

- исправностью и работоспособностью средств коллективной защиты, систем приточно-вытяжной вентиляции и фильтрации воздуха;

- организацией санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников;

- и другие.

Примечание: В Рекомендациях, в целях установления соответствия государственным нормативным требованиям по охране туда созданных работодателем на рабочих местах условий труда приводятся примеры организации проверок в структурном подразделении (организации) с применением карт (чек-листов). В приложениях к Методическим рекомендациям представлены карты (чек-листы) с примерным содержанием контрольных вопросов по отдельным темам проверок.

Важно. Перечень контрольных вопросов (чек-лист) рекомендуется формировать с учетом действующих нормативных требований по охране труда. Количество и темы вопросов могут быть изменены Уполномоченным самостоятельно или во взаимодействии со службой (специалистом) по охране труда и по согласованию с профсоюзным комитетом (старшим уполномоченным по охране труда). При разработке Чек-листов должны быть отражены вопросы, на которые смогут ответить как сам Уполномоченный (проверяющий), так и руководитель структурного подразделения (иное должностное лицо) или работник этого структурного подразделения, или носить возможность документального подтверждения соответствия установленным в законодательстве требованиям.

1.7. Уполномоченный в ходе подготовительного этапа проведения в структурном подразделении (организации) специальной оценки условий труда участвует в опросе работников о наличии предложений об идентификации на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов. Примерная форма опросного листа в Приложении N 3.

1.8. Уполномоченные для осуществления своих функций должны быть обучены по вопросам охраны труда и иметь подтверждающие подготовку документы.

Примечание: Положением утверждена форма удостоверения Уполномоченного.

1.9. Уполномоченные могут осуществлять свою деятельность по контролю за состоянием условий и охраной труда на рабочих местах структурного подразделения (организации) во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации или структурного подразделения, профсоюзным комитетом и другими вышестоящими выборными органами Профсоюза, службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, комитетом (комиссией) по охране труда, технической инспекцией труда ЦК Профсоюза, внештатной технической инспекцией труда региональной организации Профсоюза, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории субъекта РФ.

2. Подготовка к проведению проверок

2.1. Проверки за состоянием условий и охраны труда в структурных подразделениях (организации) на основании утвержденного примерного плана могут осуществляться по решению профсоюзного комитета и (или) работодателя (его представителя), в соответствии с которым определяется тема проверки или необходимый объем рабочих мест, подлежащих проверке.

2.2. Методическое руководство и контроль за организацией и проведением проверок на всех этапах осуществляется профсоюзным комитетом, старшим уполномоченным по охране труда Профсоюза во взаимодействии со службой (специалистом) охраны труда.

2.3. Для проведения проверок формируется необходимая справочно-методическая база (технические документация, рекомендации, карты наблюдений, чек-листы, карты проведения специальной оценки условий труда, локальные нормативные акты и др.).

2.4. Технические инспекторы труда Профсоюза и (или) территориальных объединений организаций профсоюзов оказывают Уполномоченным методическую и практическую помощь в проведении проверок за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах при поступлении соответствующего обращения. Примерная форма обращения в Приложении N 4.

2.5. Для проведения проверок рекомендуется выбирать отдельные темы контроля за соблюдением требований охраны труда в структурном подразделении (организации).

2.6. Периодичность осуществления Уполномоченным проверок в структурном подразделении (ежедневно, в течение месяца, квартала) планируется совместно с ее руководителем, специалистом службы охраны труда и согласовывается с профсоюзным комитетом.

2.7. Внесению в План работы Уполномоченного подлежат проводимые совместные с профсоюзными инспекторами труда полугодовые проверки по вопросам условий и охраны труда, по утвержденным Президиумами ЦК Профсоюза и (или) комитета региональной организации Профсоюза темам. Алгоритм действий профсоюзного комитета при организации проведения тематической проверки приводится в Приложении N 5.

2.8. Положениями коллективного договора или другими локальными нормативными актами устанавливается время для проведения Уполномоченными планируемых проверок и заполнения итоговой документации (карты наблюдений по рабочим местам, чек-листы, представлений (предложений) должностным лицам по устранению выявленных нарушений с последующей их регистрацией в Реестре (Журнале), отчетные формы о проделанной работе и другое). Примерная форма отчета N 1-У о работе Уполномоченного в Приложении N 6.

3. Проведение и результаты проверок

3.1. Процедуры многоступенчатого административно-общественного контроля в системе управления охраной труда могут предусматривать, что на рабочих местах производятся проверки состояния условий и охраны труда, как методов с составлением карт наблюдения, так и разработанным картам с контрольными вопросами (чек-листам).

Примечание: В организациях профсоюза работников здравоохранения РФ наиболее распространёнными являются тематические проверки с использованием карт, содержащих контрольные вопросы для установления соответствия условий и охраны труда на рабочих местах структурного подразделения (организации) государственным нормативным требованиям охраны труда.

3.2. Проверка методом карт с контрольными вопросами (чек - листов) осуществляется Уполномоченными по планируемой теме самостоятельно, а также совместно с должностными лицами, членами комиссий в рамках планируемых мероприятий комитета (комиссии) по охране труда или графиком мероприятий комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Контрольные вопросы проверок могут быть рекомендованы или установлены вышестоящим выборным органом Профсоюза.

Чек-листы составляются из вопросов, отражающих содержание обязательных требований, раздела карты об устанавливающих данные требования нормативных правовых актах и графами ответа "ДА", "НЕТ", "Другое" или "Комментарий к нарушению".

Если контрольный вопрос не свойственен к выполняемым функциям работника, то в графах строки, предполагающей ответ ставится прочерк " - ".

Примечание: Чек-лист может включать ряд вопросов, на которые отвечает как сам Уполномоченный (проверяющий), так и руководитель структурного подразделения или работник этого структурного подразделения.

По итогам, о выявленных нарушениях, связанных с ответом "НЕТ", предпринимаются меры по составлению и направлению Уполномоченным представлений (предложений) с требованием об их устранении и информация заносится в Реестр установленной формы (Приложения N 8 и N 7).

В столбце "Комментарий к нарушению" рекомендуется делать отметку о выявленном нарушении и действиям Уполномоченного, т.е. по данному нарушению информация внесена в Реестр выявленных нарушений и кому направлено представление (предложение) о необходимости принятия мер, в связи с нарушением (государственных нормативных требований охраны труда, статьи Трудового кодекса РФ, федерального закона, нормативного правового акта, локального нормативного акта, условий коллективного договора по пункту и т.д.).

Примечание: Реестр регистрации выданных представлений (предложений) по выявленным нарушениям в структурном подразделении ведется самостоятельно Уполномоченным, при этом контроль за устранением нарушений осуществляется как со стороны Уполномоченного, так и со стороны профсоюзного комитета и (или) старшего уполномоченного по охране труда (при наличии) совместно со службой (специалистом) по охране труда.

3.2.1. Проверка в структурном подразделении (организации) прохождения работниками инструктажей по охране труда проводится для установления соответствия требованиям Трудового кодекса РФ и постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

Рекомендуется по данной теме проверять своевременность прохождения работниками инструктажей и наличие распорядительных документов (локальных нормативных актов) по данному вопросу.

Важно. При подготовке к проверке Уполномоченному необходимо ознакомиться с Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29, которым утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок).

Пунктом 2.1.1. Порядка предусмотрено, что для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда. Аналогичная норма содержится в ст. 225 Трудового кодекса РФ.

Все принимаемые на работу лица, а также лица, перечисленные в п. 2.1.2 Порядка, проходят вводный инструктаж по охране труда, который должен проводить специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Инструктажи по охране труда:

- первичный инструктаж на рабочем месте - проводится до начала самостоятельной работы инструктируемых лиц (п. 2.1.4. Порядка и п. 8.7. ГОСТ 12.0.004-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (далее - ГОСТ 12.0.004-2015);

- повторный инструктаж - проводится не реже одного раза в шесть месяцев аналогично первичному инструктажу на рабочем месте для закрепления полученных знаний и навыков (п. 2.1.5 Порядка и п. 8.8 ГОСТ 12.0.004-2015);

- внеплановый инструктаж - проводится для информирования работающих на данном рабочем месте об изменениях в организации работ и соответствующих изменениям требований охраны труда для их безопасного выполнения (п. 2.1.6 Порядка и п. 8.9 ГОСТ 12.0.004-2015);

- целевой инструктаж, который проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий. Проведение данного инструктажа фиксируется либо в наряде на выполнение работ (наряде-допуске), либо в специальном журнале целевых инструктажей (п. 2.1.7 Порядка и п. 8.10 ГОСТ 12.0.004-2015).

В целях реализации требований ст. 212 Трудового кодекса РФ проведение всех видов инструктажей по охране труда у работодателя должно регистрироваться в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты и времени проведения инструктажа (абз. 5 п. 2.1.3 Порядка и п. 8.4 ГОСТ 12.0.004-2015). Формы журнала регистрации инструктажа на рабочем месте приведены в Приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015.

В формах журнала регистрации целевого инструктажа и журнала регистрации инструктажа на рабочем месте, утвержденных ГОСТ 12.0.004-2015 предусмотрено указание наименования структурного подразделения.

Примечание: Уполномоченные должны знать, что ГОСТ 12.0.004-2015 носит рекомендательный характер.

Инструктаж по охране труда должен завершаться устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Важно. Статья 229.2 Трудового кодекса РФ рассматривает журнал регистрации инструктажа как один из инструментов, используемых при расследовании несчастных случаев с работником.

Типичные нарушения:

1. Проведение инструктажа с работниками структурного подразделения.

- Инструктажи по охране труда на рабочем месте проводят работники не прошедшие обучение в учебном центре;

- Инструктажи по охране труда на рабочем месте проводят работники, не назначенные приказом (распоряжением);

- Инструктажи по охране труда на рабочем месте проводят работники с истекшим сроком прохождения обучения в учебном центре (более 3 лет);

- Инструктаж по охране труда не проводился или нарушены установленные сроки проведения инструктажа и др.

2. Документация.

- Отсутствуют журнал установленной формы о регистрации инструктажей на рабочем месте или инструкции по охране труда;

- Не все работники расписались в журнале о прохождении инструктажа;

- Инструктажи по охране труда проводились по инструкциям, не введенным в действие приказом (распоряжением) работодателя или инструкции по охране труда не пересмотрены;

- Инструкции по охране труда не согласованы с профсоюзным комитетом;

- Не указан вид инструктажа в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте;

- Не ведется журнал "Учета и выдачи инструкций по охране труда" и др.

Важно. Непроведение с работниками инструктажа на рабочем месте или допуск их к работе с нарушенными графиками похождения повторного инструктажа могут рассматриваться контрольно-надзорными органами как несоблюдение государственных нормативных требований и работодатель (должностное ответственное лицо) привлечены к административной ответственности.

Примечание: В соответствии со ст. 5.27.1. КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Примерная форма Карты (чек-листа) с контрольными вопросами для проверки в структурном подразделении своевременного проведения с работниками инструктажей по охране труда приводится в Приложении N 10.

Перечень предлагаемых в карте (чек-листе) контрольных вопросов является рекомендованным и может быть дополнен или изменен Уполномоченным самостоятельно или совместно со службой (специалистом) по охране труда по согласованию с профсоюзным комитетом (старшим уполномоченным по охране труда).

3.2.2. Проверка своевременного прохождения работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров проводится для установления соответствия требованиям Трудового кодекса РФ и приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники также проходят и внеочередные медицинские осмотры.

По окончании прохождения этих медицинских осмотров медицинская организация, в которой он проводился должна оформить медицинское заключение.

Работники медицинских организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Уполномоченные должны знать, что медицинский осмотр:

- проводится на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ;

- перед проведением осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр;

Примечание: Работодатель (его представитель) обязан организовать учет выданных направлений.

- является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ.

Частота проведения осмотров определяется наименованиями вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н:

Предварительный медицинский осмотр проводится для определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, раннего выявления и профилактики заболеваний.

Предварительный медицинский осмотр:

- проводится при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного поступающему на работу лицу работодателем;

- осуществляется исходя из наличия на рабочем месте вредных производственных факторов и выполнения работ, предусмотренных Перечнями;

- является завершенным в случае осмотра лица, поступающего на работу, всеми врачами-специалистами, выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований.

Периодический медицинский осмотр проводится для динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний; выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также отдельных работ; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий; своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; предупреждения несчастных случаев на производстве.

Важно. Для прохождения осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации необходимые документы.

Психиатрическое освидетельствование проводится для определения пригодности работника по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377.

Примечание: Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" утверждены Правила обязательного психиатрического освидетельствования работниками.

Психиатрическое освидетельствование работника проводится:

- врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением;

- не реже одного раза в 5 лет;

- в срок не более 20 дней с даты обращения работника в комиссию;

- на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные вышеуказанным Перечнем. Одновременно работником должен быть предъявлен паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность.

Примечание: За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Если работник отказывается от прохождения периодических медицинских осмотров, работодатель должен отстранить его от работы в силу ст. 76 Трудового кодекса РФ. Кроме этого, за несоблюдение трудовой дисциплины работника могут привлечь к дисциплинарной ответственности.

При выявлении противопоказаний медицинским заключением может быть рекомендовано перевести работника временно или постоянно на другую должность, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. В случае отказа работника от перевода он придется уволить в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Типичные нарушения:

1. Прохождение медицинских осмотров работниками структурного подразделения.

- Периодический медицинский осмотр работник не проходил;

- Работник не был ознакомлен письменно о том, что он подлежит периодическому медицинскому осмотру и ему не было вручено уведомление;

- Не соблюдаются установленные сроки проведения периодического медицинского осмотра;

- Нарушаются сроки иммунизации сотрудников в рамках Национального календаря профилактических прививок, утвержденного приказом Минздрава России от 21.03.2014. N 125н;

Примечание: Профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с национальным, и региональным календарем профилактических прививок (п. 15.1 раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность");

- Работник не прибыл в установленный день в медицинскую организацию, для проведения медицинского осмотра;

- Предварительный, периодический, внеочередной медицинские осмотры, психиатрическое освидетельствование, а также экспертизы в случае подозрения на наличие у работника медицинских противопоказаний и профессиональных заболеваний проводилось за счет работника и др.

2. Документация.

- Отсутствует у работодателя утвержденный список контингентов, подлежащих предварительным (при приеме на работу) медицинским осмотрам и периодическим медицинским осмотрам;

- Отсутствует у работодателя журнал об ознакомлении работников, подлежащих периодическому осмотру, в соответствии с планом-графиком или самого плана;

- Отсутствуют утвержденные поименные списки, составленные на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного медицинского осмотра;

- Отсутствует подтверждение (в любой форме) о направлении поименных списков в медицинскую организацию;

- Отсутствует журнал учета выдачи направлений о прохождении периодического медицинского осмотра и др.

Карта контрольных вопросов (чек-лист) для проверки Уполномоченным может включать различные вопросы, связанные со своевременным прохождением работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и ведением документации.

Примерная форма Карты (чек-листа) с контрольными вопросами для проверки своевременного прохождения работниками структурного подразделения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров приводится в Приложении N11.

Перечень предлагаемых в карте (чек-листе) контрольных вопросов является рекомендованным и может быть дополнен или изменен Уполномоченным самостоятельно или совместно со службой (специалистом) по охране труда по согласованию с профсоюзным комитетом (старшим уполномоченным по охране труда).

3.2.3. Проверка своевременного обеспечения по установленным нормам работников, смывающими и обезвреживающими средствами проводится для установления соответствия требованиям Трудового кодекса РФ и приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. N 1122н, которым установлены типовые нормы бесплатной выдачи работникам таких средств и стандарт безопасности.

Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, должны быть указаны в трудовом договоре работника или в локальном нормативном акте работодателя, а также быть доведены до сведения работника в письменной или электронной форме и способом, позволяющим подтвердить ознакомление работника с указанными нормами.

Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, должен быть составлен службой (специалистом) охраны труда либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утвержден работодателем с учетом мнения профсоюзного комитета.

Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно Типовым нормам осуществляется уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя.

Примечание: Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения профсоюзного комитета на основании Типовых норм.

Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств

N п/п Виды смывающих и (или) обезвреживающих средств Наименование работ и производственных факторов Норма выдачи на 1 работника в месяц
I. Защитные средства
1 Средства гидрофильного действия (впитывающие влагу, увлажняющие кожу) Работы с органическими растворителями, техническими маслами, смазками, сажей, лаками и красками, смолами, нефтью и нефтепродуктами, графитом, различными видами производственной пыли (в том числе угольной, металлической, стекольной, бумажной и другими), мазутом, стекловолокном, смазочно-охлаждающими жидкостями (далее - СОЖ) на масляной основе и другими водонерастворимыми материалами и веществами 100 мл
2 Средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) Работы с водными растворами, водой (предусмотренные технологией), СОЖ на водной основе, дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими водорастворимыми материалами и веществами; работы, выполняемые в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки), закрытой спецобуви 100 мл
3 Средства комбинированного действия Работы при попеременном воздействии водорастворимых и водонерастворимых материалов и веществ, указанных в пунктах 1 и 2 настоящих Типовых норм 100 мл
4 Средства для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) Наружные, сварочные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C или воздействием пониженных температур, ветра 100 мл
5 Средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) Работы с бактериально опасными средами; при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов; работы, выполняемые в закрытой специальной обуви; при повышенных требованиях к стерильности рук на производстве 100 мл
6 Средства для защиты от биологических вредных факторов (от укусов членистоногих) Наружные работы (сезонно, при температуре выше 0° Цельсия) в период активности кровососущих и жалящих насекомых и паукообразных 200 мл
II. Очищающие средства
7 Мыло или жидкие моющие средства в том числе: Работы, связанные с легкосмываемыми загрязнениями  
для мытья рук   200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах)
для мытья тела   300 г (мыло туалетное) или 500 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах)
8 Твердое туалетное мыло или жидкие моющие средства Работы, связанные с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями: масла, смазки, нефтепродукты, лаки, краски, смолы, клеи, битум, мазут, силикон, сажа, графит, различные виды производственной пыли (в том числе угольная, металлическая) 300 г (мыло туалетное) или 500 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах)
9 Очищающие кремы, гели и пасты Работы, связанные с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями: масла, смазки, нефтепродукты, лаки, краски, смолы, клеи, битум, мазут, силикон, сажа, графит, различные виды производственной пыли (в том числе угольная, металлическая) 200 мл
III. Регенерирующие, восстанавливающие средства
10 Регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии Работы с органическими растворителями, техническими маслами, смазками, сажей, лаками и красками, смолами, нефтью и нефтепродуктами, графитом, различными видами производственной пыли (в том числе угольной, стекольной и другими), мазутом, СОЖ на водной и масляной основе, с водой и водными растворами (предусмотренные технологией), дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими рабочими материалами; работы, выполняемые в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки); негативное влияние окружающей среды 100 мл

Важно. С учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации Работодатель вправе и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, улучшающие по сравнению с Типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, особых температурных условий, а также загрязнений.

Примечание: В соответствии с утвержденным стандартом приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя.

Важно. Стандарт распространяется на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Работник обязан применять по назначению смывающие и (или) обезвреживающие средства, выданные ему в установленном порядке и в соответствии с утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17.12. 2010 г. N 1122н Стандартом.

Приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, либо срок действия которых истек, не допускается.

Смывающие и (или) обезвреживающие средства подразделяются на:

- защитные средства;

- очищающие средства;

- регенерирующие, восстанавливающие средства.

Защитных средства, применение которых осуществляется путем их нанесения на открытые участки тела до начала работы:

- Защитные средства гидрофильного, гидрофобного, а также комбинированного действия (кремы, эмульсии, гели, спреи и другие) - выдаются работникам при работе с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми рабочими материалами, их попеременном воздействии.

- Средства для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (кремы, гели, эмульсии и другие) - выдаются работникам, занятым на наружных и других работах, связанных с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C, повышенных и пониженных температур, ветра и других.

- Средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающие антибактериальным эффектом, которые выдаются работникам, занятым на производствах с повышенными требованиями к стерильности рук работающих, при работе с бактериально опасными средами, а также при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов.

- Средства для защиты от биологических вредных факторов (насекомых, паукообразных) выдаются работникам при работе в районах, где сезонно наблюдается массовый лет кровососущих и жалящих насекомых (комары, мошка, слепни, оводы и другие), а также распространение и активность кровососущих паукообразных (иксодовые клещи и другие), с учетом сезонной специфики региона.

На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла или жидких моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и другие).

Важно. Работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, если им обеспечивается постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.

Жидкие смывающие и (или) обезвреживающие средства для применения в дозирующих системах, должны быть расфасованы в упаковки емкостью более 250 мл. Пополнение или замена которых осуществляется по мере расходования указанных средств.

Для очищения от загрязнения кожи лица работникам выдаются только слабощелочные сорта мыла (туалетное).

Примечание: Не допускается замена мыла или жидких моющих средств агрессивными для кожи средствами (органическими растворителями, абразивными веществами (песок, чистящие порошки и т.п.), каустической содой и другими).

На работах, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями (масла, смазки, сажа, нефтепродукты, лаки, краски, в том числе полиграфические, смолы, клеи, битум, силикон, графит, различные виды производственной пыли, в том числе угольная, металлическая и т.п.), в дополнение к твердому туалетному мылу или жидким моющим средствам работникам выдаются очищающие кремы, гели и пасты.

Примечание: Замена указанных очищающих средств твердым туалетным мылом или жидкими моющими средствами не допускается.

При работе с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми и комбинированными веществами и негативном влиянии окружающей среды (наружные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C, воздействием повышенных или пониженных температур, ветра) работникам выдаются регенерирующие (восстанавливающие) средства (кремы, эмульсии и другие) согласно Типовым нормам. Применение указанных средств осуществляется путем их нанесения на открытые чистые участки тела после работы.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки.

Важно. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приказом Минздравсоцразвития России от 17.12. 2010 г. N 1122н.

Примечание: Сроки использования смывающих и (или) обезвреживающих средств исчисляются со дня фактической выдачи их работникам и не должны превышать сроков годности, указанных производителем.

Типичные нарушения:

1. Организация обеспечения работников структурного подразделения смывающими и обезвреживающими средствами по установленным нормам.

- Работником выданные ему смывающие и (или) обезвреживающие средства применяются не по назначению или не применяются;

- Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется ниже установленных Типовых норм;

- Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется не уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя;

- Работник не ознакомлен с предоставляемыми нормами выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, и они не указаны в трудовом договоре с ним;

- Работниками смывающие и (или) обезвреживающие средства приобретаются за свой счет;

- На работах, связанных с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями работникам дополнительно не выдаются очищающие кремы, гели и пасты и др.

2. Документация.

- Отсутствует у работодателя утвержденный Перечень рабочих мест или список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств;

- Перечень рабочих мест или список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств утвержден без учета мнения профсоюзного комитета;

- На приобретённые смывающие и (или) обезвреживающие средства отсутствуют в наличии декларация о соответствии и (или) сертификат соответствия;

- Отсутствуют личная карточка учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств либо она не заполнена либо отсутствует роспись работника в получении им средств и др.

Карта контрольных вопросов (чек-лист) для проверки Уполномоченным может включать различные вопросы, связанные со своевременным обеспечением по установленным нормам работников смывающими и обезвреживающими средствами и ведением документации.

Примерная форма Карты (чек-листа) с контрольными вопросами для проверки своевременного обеспечения по установленным нормам работников смывающими и обезвреживающими средствами приводится в Приложении N 12.

Перечень предлагаемых в карте (чек-листе) контрольных вопросов является рекомендованным и может быть дополнен или изменен Уполномоченным самостоятельно или совместно со службой (специалистом) по охране труда по согласованию с профсоюзным комитетом (старшим уполномоченным по охране труда).

3.2.4. Проверка своевременного обеспечения работников, занятых на работах с вредными условиями труда молоком или другими равноценными пищевыми продуктами по установленным нормам, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размере проводится для установления соответствия требованиям Трудового кодекса РФ и приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.

Примечание: Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н установлены нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также Порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.

Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов и которые предусмотрены утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н Перечнем.

Важно. Выдача и употребление молока или других равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными в установленном порядке санитарно-гигиеническими требованиями.

Важно. Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.

Отраслевые особенности.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н употребление молока в профилактических целях должно реализовываться при наличии вредностей, включая наличие в условиях труда биологического фактора (патогенные микроорганизмы), при этом в строке 040 карты проведения СОУТ проставляется необходимость в графе выдачи молока "Да" на всех рабочих местах, где идентифицирован биологический фактор, в том числе и по предложениям работников.

Важно. Биологический фактор в соответствии с приказом Минтруда России от 24.01.2014 N33н идентифицируется на всех рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, и не зависит от времени воздействия на работника.

Работодатель (больница, диспансер, центр, поликлиника и другие типы (виды) медицинских организаций) обязан разработать и принять в соответствии со статьёй 8 Трудового кодекса РФ локальный акт по организации бесплатной выдачи молока с учётом условий, определенных приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н и проводимого анализа временной занятости каждого такого работника.

Примечание: Основным учётным документом, определяющим время работы во вредных условиях для выдачи молока - табель учёта использования рабочего времени. Согласно Трудовому кодексу РФ работодатель обязан вести учёт времени, фактически отработанного каждым работником. Работодателем должны быть определены структурные подразделения и должности, которые постоянно связаны с работой во вредных условиях: морг, инфекционное отделение, хирургия, лаборатория и т.п. - им предусматривается выдача молока в дни фактической занятости.

Например: Если нормативная продолжительность рабочей смены в патологоанатомическом отделении составляет 6 часов, то молоко выдается при занятости работника 3 часа и более.

Продолжительность рабочей смены слесаря-сантехника в медицинской организации - 8 часов при 40 часовой продолжительности рабочей недели. Слесарь-сантехник при работе с канализационными системами и в санитарно-технических помещениях и т.п. работает более половины смены (4 часов), а значит, бесплатная выдача работнику молока в эти дни должна производиться.

Важно. Если при комиссионном решении с участием выборного органа первичной профсоюзной организации будет установлено, что работник занят менее половины рабочего времени в условиях работы, связанных с воздействием на него биологического фактора, то его право на получение молока реализовано не будет.

Например: медицинским работникам поликлиники в период превышения определённого порога заболеваемости, определяемого органами Роспотребнадзора, или по результатам производственного контроля работодателя - молоко положено, а в другие периоды - когда контакт с носителями инфекционных заболеваний по продолжительности менее половины рабочей смены - нет.

Замена молока

- Замена молока равноценными пищевыми продуктами допускается только с согласия работников и с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

- Замена молока на продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда допускается только при положительном заключении Роспотребнадзора на их применение.

- Замена молока компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов допускается по письменным заявлениям работников, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц и её размер принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя.

Примечание: Допускается по письменным заявлениям работников также и обратная замена предоставляемой компенсационной выплаты на выдачу молока или других равноценных продуктов. Пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы статистики) должна производиться индексация компенсационной выплаты.

Важно. Работникам, получающим вместо молока равноценные пищевые продукты, размер компенсационной выплаты устанавливается исходя из стоимости равноценных пищевых продуктов. Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения профсоюзного комитета и включаются в коллективный договор. Указанные положения могут включаться в заключаемые с работниками трудовые договоры.

Не допускается:

- замена молока сметаной, сливочным маслом, другими продуктами (кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока);

- выдача молока или других равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены.

Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока

N п/п Наименование пищевого продукта Норма выдачи за смену
1. Кисломолочные жидкие продукты, в том числе обогащенные, с содержанием жира до 3,5% (кефир разных сортов, простокваша, ацидофилин, ряженка), йогурты с содержанием жира до 2,5% 500 г
2. Творог не более 9% жирности 100 г
3. Сыр не более 24% жирности 60 г
4. Продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда Устанавливается в заключении, разрешающем их применение

Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), дополнительно к молоку должно выдаваться 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов: напитков, желе, джемов, мармеладов, соковой продукции из фруктов и (или) овощей и консервов (фактическое содержание пектина указывается изготовителем в сертификатах соответствия и (или) на упаковке). Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми и (или) овощными соками с мякотью в количестве 300 мл.

При постоянном контакте с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния) вместо молока выдаются кисломолочные продукты или продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда.

Важно. Выдача обогащенных пектином пищевых продуктов, напитков, желе, джемов, мармеладов, соковой продукции из фруктов и (или) овощей и консервов должна быть организована перед началом работы, а кисломолочных продуктов - в течение рабочего дня.

Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока выдаются кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.

Ответственность за обеспечение бесплатной выдачи работникам молока и равноценных пищевых продуктов, а также за соблюдение норм и условий их выдачи возлагается на работодателя.

Уполномоченный обязан знать условия, когда работодателем возможно прекращение обеспечения работников, занятых на работах с вредными условиями труда молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размере.

Даже в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами проведения специальной оценки условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N103н.

Основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам являются:

- наличие результатов проведения специальной оценки условий труда;

- согласие первичной профсоюзной организации на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.

Типичные нарушения:

1. Организация обеспечения работников, занятых на работах с вредными условиями труда в течение не менее чем половины рабочей смены молоком или другими равноценными пищевыми продуктами по установленным нормам, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размер.

- Работнику, занятому на работах с вредными условиями труда в течение не менее чем половины рабочей смены молоко не предоставляется по установленным нормам в дни занятости или предоставляется не в начале смены (дежурства);

- Работнику, занятому на работах с вредными условиями труда в течение не менее чем половины рабочей смены предоставляется молоко или другими равноценные пищевые продукты один раз в месяц (квартал);

- Работникам, контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), дополнительно к молоку не выдаются 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов: напитков, желе, джемов, мармеладов, соковой продукции из фруктов и т.д.;

- Не соблюдаются нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока;

- Работодатель принял решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов без учета мнения (согласия) первичной профсоюзной организации и др.

2. Документация .

- Замена молока компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов производится без письменного заявления работника или без отражения такой возможности в условиях коллективного договора;

- Размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации установлен работодателем без учета мнения профсоюзного комитета и не включен в коллективный договор;

- Отсутствует локальный акт, устанавливающий порядок выдачи и употребления молока с определением, специально оборудованных для этих целей помещениях (буфет, столовая) соответствующих санитарно-гигиеническими требованиями;

- Работодателем не издан приказ (распоряжение) о замене выдачи молока выдачей равноценных пищевых продуктов;

- Работодателем не издан приказ (распоряжение) об индексации размера денежной выплаты взамен выдачи молока;

- Отсутствует оформленное протоколом собрания мнение первичной профсоюзной организации на замену молока равноценными пищевыми продуктами и др.

Карта контрольных вопросов (чек-лист) для проверки Уполномоченным может включать различные вопросы, связанные со своевременным обеспечением работников, занятых на работах с вредными условиями труда в течение не менее чем половины рабочей смены молоком или другими равноценными пищевыми продуктами по установленным нормам, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размере и ведением документации.

Примерная форма Карты (чек-листа) с контрольными вопросами для проверки своевременного обеспечения работников, занятых на работах с вредными условиями труда молоком или другими равноценными пищевыми продуктами по установленным нормам, либо компенсационной выплатой в эквивалентном их стоимости размере приводится в Приложении N 13.

Перечень предлагаемых в карте (чек-листе) контрольных вопросов является рекомендованным и может быть дополнен или изменен Уполномоченным самостоятельно или совместно со службой (специалистом) по охране труда по согласованию с профсоюзным комитетом (старшим уполномоченным по охране труда).

3.2.5. В приложениях к настоящим Рекомендациям приведены примерные формы Карт (чек-листов) с контрольными вопросами для проверки:

- Соблюдения сроков прохождения работниками обучения и проверки знаний требований охраны труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (Приложение N 14);

- Обеспечения работников защитной одеждой, защитной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Приложение N 15);

- Организации санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников (Приложение N 16);

- Соблюдения режима труда и отдыха работников (Приложение N 17);

- Исправности и работоспособности средств коллективной защиты, систем приточно-вытяжной вентиляции и фильтрации воздуха (Приложение N 18);

- Организации и проведения специальной оценки условий труда (Приложение N 19).

3.2.6. Типичные нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" которые могут использоваться для формирования карт (чек-листов) с контрольными вопросами в рамках проверок Уполномоченными.

Нарушения требований к зданиям, сооружениям и помещениям медицинской организации:

- клинико-диагностическая лаборатория расположена в помещении поликлинического отделения, между кабинетами врачебного приема и прочими помещениями; в наборе помещений бактериологической лаборатории на границе "чистой" и "заразной" зон отсутствует душевая в санитарном пропускнике.

Примечание: структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности (п. 3.3 раздела I).

- занижена площадь смотровой (составляет 10,3 кв. м при норме не менее 18 кв. м).

Примечание: минимальные площади помещений следует принимать согласно приложениям 1 и 2 к СанПиН (п. 3.6. раздела I).

Нарушения требований к внутренней отделке помещений :

- имеются дефекты в отделке потолков, стен (отслойка покрытия, трещины), полов (неплотности прилегания покрытия к основанию, дефекты покрытия, дефекты швов) в палатах отделений, кабинетах врачей, помещениях лаборатории, санитарных комнатах, что не позволяет проведение качественной влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами.

Примечание: поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтусы или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны (п. 4.2, 4.4 раздела I).

- отделка керамической плиткой в местах установок раковин выполнена не в полном объеме в кабинетах приема врачей.

Примечание: в местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны (п. 4.6 раздела I).

Нарушение требований к водоснабжению и канализации :

- отсутствуют умывальные раковины в комнатах для сбора грязного белья, помещениях дезкамеры.

Примечание: во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (п. 5.5 раздела I).

- умывальные раковины в смотровых, санитарных узлах для персонала не оборудованы смесителями и дозаторами с некистевым управлением.

Примечание: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков. Такие же краны и дозаторы устанавливаются в инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санпропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах и санузлах для персонала (п. 5.6 раздела I).

Нарушение требований к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений:

- не проводится ежегодная проверка эффективности работы, очистка и дезинфекция систем.

Примечание: системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования (п. 6.5 раздела I).

- отсутствуют самостоятельные системы вентиляции в лабораториях.

Примечание: самостоятельные системы вентиляции предусматриваются для помещений операционных, реанимационных, рентгенокабинетов, лабораторий. Допускаются общие системы приточно-вытяжной вентиляции для группы помещений одного или нескольких структурных подразделений, кроме помещений класса чистоты А (п. 6.12 раздела I).

Нарушение требований к естественному и искусственному освещению:

- уровни искусственной освещенности на рабочих местах персонала занижены.

Примечание: в медицинских организациях уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным нормам и правилам (п. 7.5 раздела I).

- светильники общего освещения в помещениях отделений не в полном объеме оборудованы сплошными (закрытыми) рассеивателями.

Примечание: светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями" (п. 7.8 раздела I).

Нарушение требований к инвентарю и технологическому оборудованию:

- в помещениях в качестве специальной мебели частично используется офисная.

Примечание: в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (п. 8.8 раздела I).

Нарушения требований к организации проведения производственного контроля:

- отсутствуют протоколы лабораторных испытаний, подтверждающие выполнение программы производственного контроля, утвержденной руководителем.

Примечание: должен быть организован производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами (п. 1.7 раздела I).

Нарушения требований СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами":

- не разработана схема обращения с медицинскими отходами.

Примечание: сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую деятельность (п. 3.6).

- не осуществляется учет и контроль за движением медицинских отходов, не ведется технологический журнал обращения с отходами класса Б.

Примечание: для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы:

- технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов;

- технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз;

- документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;

- технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка (п. 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10).

В зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности.

Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам:

- Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными.

- Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства.

- Смет от уборки территории и так далее.

- Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.

Класс Б - эпидемиологически опасные отходы:

- Инфицированные и потенциально инфицированные отходы.

- Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями.

- Патологоанатомические отходы.

- Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее).

- Пищевые отходы из инфекционных отделений.

- Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности.

- Биологические отходы вивариев.

- Живые вакцины, непригодные к использованию.

Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы:

- Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории.

- Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности.

- Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза.

Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.

- Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию.

- Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование.

- Отходы сырья и продукции фармацевтических производств.

- Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.

Класс Д - радиоактивные отходы:

- Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности.

3.3. Заполненные карты (чек-листы) Уполномоченным передаются в службу (специалисту) охраны труда, по результатам которых должно осуществляться прогнозирование возможных причин травм и путей улучшения состояния условий труда.

3.4. При наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью работника, выявленной при обследовании рабочих мест, Уполномоченный информирует непосредственного руководителя структурного подразделения или работ, старшего уполномоченного по охране труда Профсоюза (при наличии) об имеющейся опасности и вносит предложение о приостановке работы (Приложение N 9).

3.5. По выявленным нарушениям требований охраны труда Уполномоченным направляется руководителю структурного подразделения представления (предложения) по установленной форме о необходимости принятия мер и устранения выявленных нарушений требований охраны труда.

3.6. Регулярное проведение Уполномоченными проверок и при налаженной системе информации, например, с использованием стендов "Охрана труда", каждый работник будет иметь возможность узнать о реальном состоянии условий и охраны труда в своем структурном подразделении и результатах проводимой первичной организацией Профсоюза работы.

3.7. Результаты проверок могут быть использованы при разработке локальных нормативных актов организации, связанных с материальным и моральным поощрением работников в зависимости от уровня безопасности в подразделении (организации).

3.8. Мероприятия по устранению нарушений требований охраны труда, связанные с затратами финансовых средств и (или) требующие времени для приведения их в соответствие требованиям охраны труда, вносятся профсоюзным комитетом в план мероприятий (соглашение) по улучшению условий и охраны труда в организации с указанием сроков, источников финансирования и ответственных лиц. При этом важно, чтобы рекомендованные мероприятия включались в финансово-хозяйственный план организации на очередной год до его принятия.

3.9. Уполномоченные могут реализовывать свое право на профсоюзный контроль за своевременным выполнением мероприятий, включенных в годовой план по улучшению условий и охраны труда по конкретному структурному подразделению.

3.10. Уполномоченный совместно со службой (специалистом) охраны труда информируют работников структурного подразделения (организации) о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, а также об устранении нарушений требований охраны труда, выявленных на рабочих местах в процессе проверок.

4. Отчет о работе Уполномоченного

4.1. Уполномоченные ежегодно отчитываются о проделанной работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной организации Профсоюза.

Примечание: Уполномоченные для анализа результатов представляют ежегодный отчет о своей работе в выборный орган первичной организации Профсоюза по установленной Положением форме N 1-У.

4.2. Старший уполномоченный по охране труда принимает участие в подготовке информации о проделанной по вопросам охраны труда работе и составляет по организации (учреждению) сводный отчет о работе Уполномоченных за соответствующий период.

Примечание: Сводный отчет старшего уполномоченного по охране труда о работе Уполномоченных, соответствует форме N 1-У и представляется в профсоюзный комитет.

4.3. Старший уполномоченный по охране труда и (или) председатель первичной профсоюзной организации оказывают Уполномоченным непосредственную помощь в расчете показателей состояния травматизма (коэффициентов тяжести и частоты) для заполнения в форме ежегодного отчета.

4.4. Порядок расчета показателей состояния травматизма в структурном подразделении:

1) коэффициент частоты травматизма - количество несчастных случаев, происшедших за один год на 1000 работников;

2) коэффициент тяжести травматизма - средняя продолжительность временной утраты трудоспособности на один происшедший несчастный случай за один год.

Примечание: Применяемые коэффициенты могут использоваться в оценке рисков вместе с индексом профессиональной заболеваемости, интегральным показателем по виду экономической деятельности, коэффициентом частоты наступления несчастного случая со смертельным исходом, показателем экономических потерь от травматизма и профзаболеваний и другими.

4.4.1. Коэффициент частоты травматизма - позволяет определить величину несчастных случаев за отчетный период (как правило, 1 год), приходящееся на тысячу работающих.

Для расчета формулы необходимы данные о числе случаев производственного травмирования, которые Работодатель обязан фиксировать и расследовать и среднесписочный состов структурного подразделения (организации)

Kч =" 1000 Н/P,

где,

Н - общее количество несчастных случаев на производстве, приведших к потере трудоспособности. Не зависит от того, закончилось или нет, возникшая у работника временная нетрудоспособность;

Р - среднесписочное число работающих за отчетный период.

4.4.2. Коэффициент тяжести травматизма - определяет среднее число трудовых дней, утраченных каждым травмированным работником за отчетный период (например, за квартал, за шесть месяцев, за год).

Kт =" Д/Н, где,

Д - сумма дней нетрудоспособности по всем произошедшим с работниками несчастным случаям на производстве в структурном подразделении (организации);

Н - общее количество несчастных случаев на производстве, приведших к потере трудоспособности.

4.5. Порядок заполнения формы ежегодной отчетности N 1-У и содержание пояснительной записки.

4.5.1. Заполнение строк формы N 1-У с учетом порядка нумерации пунктов:

В пункте 1 учитывается количество проверок (обследований), проведенных непосредственно Уполномоченным.

В пункте 1.1. указывается количество выявленных Уполномоченным нарушений, зафиксированных в журналах, дневниках с Реестром установленной формы.

В пункте 1.2. учитывается количество выданных Уполномоченным представлений (предложений) установленной формы.

В пункте 2.1. учитываются только совместные проверки и выявленные нарушения со службой (специалистом) охраны труда (не учитываются проверки, проведенные непосредственно службой (специалистом) охраны труда).

В пункте 2.2. учитываются совместные проверки (обследования) и выявленные при этом нарушения в составе комитета (комиссии) по охране труда.

В пункте 2.3. указывается количество проверок (обследований) и выявленных нарушений совместно с техническими инспекторами труда ЦК Профсоюза, внештатными техническими инспекторами труда региональных организаций Профсоюза, техническими инспекторами труда территориальных объединений (федераций ) профсоюзов.

В пункте 2.4. отражается количество совместных проверок (обследований) и выявленных нарушений с государственной инспекцией труда и другими органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В пункте 3. указывается уровень реализации мероприятий по охране труда коллективного договора (соглашения) по предложениям Уполномоченного (в процентах).

В пункте 4. фиксируется количество внедренных предложений, направленных на улучшение условий и безопасности труда, которые были внесены Уполномоченным.

В пункте 5 указывается количество предложений с требованием о приостановке работы в связи с угрозой жизни и здоровью работников, оформленных по установленной форме (Приложение N 5).

В пунктах 6.1., 6.2. численные значения коэффициентов частоты (Кч) и тяжести (Кт) определяются самостоятельно либо совместно со старшим уполномоченным по охране труда Профсоюза, либо совместно со службой (специалистом) охраны труда для структурного подразделения организации (учреждения), где работает Уполномоченный Формулы расчета коэффициентов частоты Кч и тяжести Кт травматизма приводятся в пунктах 4.4.1. и 4.4.2 Рекомендаций.

В пункте 7 указывается количество несчастных случаев на производстве, в расследовании которых принимал участие Уполномоченный в качестве члена комиссии.

В пункте 8 указывается количество трудовых споров по вопросам условий и охраны труда, в разрешении которых принимал участие Уполномоченный в качестве члена комиссии.

В пункте 9 отражается участие Уполномоченного в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда в структурном подразделении (организации).

В пункте 10 отражается участие Уполномоченного в опросе работников при подготовке к проведению специальной оценки условий труда и процент охвата работников структурного подразделения на основании заполненных опросных листов.

В пункте 11 отражается наличие стенда, уголка по охране труда в структурном подразделении (организации), содержащего информацию о деятельности уполномоченного(ых) подразделения.

4.5.2. Пояснительная записка.

В пояснительной записке к цифровому материалу (форма 1-У) рекомендуется приводить примеры работы Уполномоченного и отразить проводимые проверки по условиям и охране труда и темы проверок, участие в мероприятиях в составе комиссий, участие в проводимых профсоюзных мониторингах и др.

Примечание: В записке могут быть отражены результаты проверок, обследований, наблюдений (с кем проводились, характерные нарушения, с приведением конкретных примеров).

________________________
Примечание изготовителя базы данных: приложения №№ 1-19 сохранены во вложенном файле.