Меню

Учебный центр информирует: Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статью 213 Трудового кодекса Российской Федерации в части совершенствования психиатрического освидетельствования работников

Часть пятую статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2020, № 17, ст. 2705) изложить в следующей редакции:

«Работники, выполняющие отдельные виды работ, в том числе связанной с источниками повышенной опасности, вредными и (или) опасными условиями труда, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет. Перечень указанных видов работ, а также порядок проведения психиатрического освидетельствования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. По результатам психиатрического освидетельствования работник может быть признан временно (на срок не более пяти лет с правом последующего переосвидетельствования) непригодным вследствие психического расстройства к выполнению указанных видов работ.».

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 213 Трудового кодекса Российской Федерации в части совершенствования психиатрического освидетельствования работников»

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем, полномочия по утверждению соответствующих видов деятельности, для которых обязательным является проведение психиатрического освидетельствования, не предусмотрены.

В то же время согласно статьи 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1) Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Соответствующий перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 и содержит фактически перечень видов деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов).

Несоответствие между нормами Трудового кодекса Российской Федерации и Закона № 3185-1 порождает трудности правоприменения, а также не позволяет в необходимой мере осуществить подзаконное регулирование.

Проект федерального закона приводит в соответствие нормы статьи 213 Трудового кодекса РФ и Закона № 3185-1, а также также наделяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, полномочиями по утверждению перечня соответствующих работ для которых проводится психиатрическое освидетельствование.Кроме того, учитываются положения Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Проект федерального закона«О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» разработан с целью исполнения подпункта 2 части IV Протокола заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной властиприПравительственнойкомиссиипопроведению административной реформы от 14.04.2020 №9.

В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.