Учебный центр «ОЛИВИН» информирует: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О тахографии в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Вносится депутатом
Государственной Думы
Федяевым П.М.

Проект
№ 822080-7

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с деятельностью по формированию, регистрации, хранению, обработке и передаче тахографической информации в государственную автоматизированную информационную систему тахографического контроля (ГАИСТК) и ее предоставлению, а также по разработке, производству, регистрации, монтажу, наладке, использованию, ремонту, техническому обслуживанию и поверке тахографов и защищенных компонентов тахографов при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств на территории Российской Федерации.

Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с реализацией Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) тахография - область деятельности по формированию, регистрации, хранению, обработке, передаче тахографической информации в ГАИСТК и ее предоставлению, а также по разработке, производству, распространению тахографов и (или) защищенных компонентов тахографов, регистрации, монтажу, наладке, использованию, ремонту, техническому обслуживанию и поверке тахографов и защищенных компонентов тахографов, а также оснащению транспортных средств тахографами, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и выводу из эксплуатации тахографов;

2) тахографическая информация - информация ограниченного доступа, подписанная квалифицированной электронной подписью, содержащая сведения и документы о времени управления транспортными средствами и времени отдыха водителей транспортных средств, о режимах труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их профессиональные обязанности, текущем местоположении, направлении, скорости и маршруте движения транспортных средств, формируемая тахографами с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС) или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, а также о тахографах, защищенных компонентах тахографов и транспортных средствах, оснащенных тахографом, о водителях транспортных средств и иные технические сведения, формируемые при оснащении транспортных средств тахографами и их эксплуатации;

3) тахограф - техническое средство контроля, указанное в статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», либо контрольное устройство, соответствующее требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Женева, 1 июля 1970 г.).

4) сервисный центр (мастерская) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные на право осуществления деятельности по оснащению транспортных средств тахографами, вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту и выводу из эксплуатации тахографов, а также монтажу и демонтажу защищенных компонентов тахографов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) защищенный компонент тахографа - часть тахографа, являющаяся программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством, обеспечивающим взаимную аутентификацию этого компонента тахографа с иными защищенными компонентами тахографа, формирование, запись и хранение тахографической информации, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, а также передачу этой информации, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, иным компонентам тахографа, в том числе в зашифрованном виде, который содержит средства шифрования, средства электронной подписи, обеспечивающие создание электронной подписи владельца этого компонента тахографа, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи владельца этого компонента тахографа и криптографические ключи для криптографического преобразования информации;

6) блок тахографической информации - защищенный компонент тахографа, обеспечивающий измерение величин, необходимых для формирования тахографической информации, в том числе с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС) или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами, формирование тахографической информации, ее запись в некорректируемом виде с заданной периодичностью, а также запись и хранение сведений о его владельце, о тахографе, о транспортном средстве и иных сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) информационная система тахографического контроля (ГАИСТК) - государственная автоматизированная информационная система тахографического контроля, предназначенная для информационного обеспечения приема, записи, хранения, обработки, передачи и предоставления сведений и документов, подлежащих учету в соответствии с настоящим Федеральным законом;

8) карта тахографа - защищенный компонент тахографа, представляющий собой пластиковую смарт-карту (интеллектуальную карту), обеспечивающую идентификацию и аутентификацию ее владельца, содержащую сведения о ее владельце;

9") карта водителя - разновидность карты тахографа, обеспечивающей идентификацию и аутентификацию водителя;

10) карта контролера - разновидность карты тахографа, обеспечивающей идентификацию и аутентификацию должностного лица контрольного органа;

11) карта сервисного центра (мастерской) - разновидность карты тахографа, обеспечивающей идентификацию и аутентификацию сервисного центра (мастерской);

12) карта предприятия - разновидность карты тахографа, обеспечивающей идентификацию и аутентификацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых вагонов, разрешенная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов.

2. Иные используемые в настоящем Федеральном законе термины и понятия применяются в том значении, в каком они используются в других законодательных актах Российской Федерации.

Статья 3. Оснащение транспортных средств тахографами

1. Оснащение транспортных средств тахографами осуществляется:

- при производстве транспортных средств;

- в процессе эксплуатации транспортных средств.

2. Транспортные средства, подлежащие оснащению тахографами в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащаются тахографами при их производстве юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству, сборке автомобильных транспортных средств.

3. Транспортное средство, находящееся в эксплуатации, подлежит оснащению тахографом:

если транспортное средство, подлежащее оснащению тахографом в соответствии с законодательством Российской Федерации, ранее не было оснащено таким тахографом;

если тахограф, к которым оснащено транспортное средство, подлежащее оснащению тахографом в соответствии с законодательством Российской Федерации, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и подлежит замене на тахограф, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации; по желанию владельца транспортного средства.

3. Находящиеся в эксплуатации транспортные средства оснащаются тахографами сервисными центрами (мастерскими).

Статья 4. Требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по разработке, производству, распространению, монтажу и активации защищенных компонентов тахографа, оснащению транспортных средств тахографами, вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту и выводу из эксплуатации тахографов, порядку их аккредитации (допуска) и контроля при осуществлении ими деятельности

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по разработке, производству, распространению, монтажу защищенных компонентов тахографа, а также производству, ремонту и активации (наладке) тахографа, оснащению транспортных средств тахографами, вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту и выводу из эксплуатации тахографов должны:

1) иметь лицензию на осуществление деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), с указанием перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических средств (далее - лицензия на осуществление деятельности в отношении шифровальных (криптографических) средств);

2) соблюдать действующий в отношении защищенных компонентов тахографа порядок разработки, производства, распространения, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств, установленный федеральный органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

3) при разработке, производстве, распространении, монтаже, активации и эксплуатации защищенных компонентов тахографов обеспечивать их соответствие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также требованиям к шифровальным (криптографическим) средствами, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, действующим в отношении защищенных компонентов тахографа;

4) при разработке, производстве, распространении, монтаже, активации и эксплуатации тахографов обеспечивать их соответствие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

2. Допуск юридического лица или индивидуального предпринимателя к осуществлению деятельности по оснащению транспортных средств тахографами, их вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту и выводу из эксплуатации, а также монтажу, активации и демонтажу защищенных компонентов тахографов (далее - деятельность сервисного центра (мастерской) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - заявитель) при условии выполнения заявителем следующих требований:

1) наличие у заявителя на праве собственности или ином законном основании помещений и земельных участков, необходимых для осуществления деятельности сервисного центра (мастерской), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

2) наличие у заявителя лицензии, предоставляющей ему право на осуществление деятельности по монтажу, установке (инсталляции), наладке шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренных технической и эксплуатационной документацией на защищенные компоненты тахографа, передаче шифровальных (криптографических) средств, выданной федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

3) наличие у заявителя на праве собственности или ином законном основании технологического оборудования, необходимого для осуществления деятельности сервисного центра (мастерской), перечень которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

4) наличие в штате заявителя не менее одного работника, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым при оснащении транспортных средств тахографами, вводу их в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту и выводу их из эксплуатации, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

5) наличие у заявителя документации, необходимой для осуществления деятельности сервисного центра (мастерской), перечень которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

6) наличие у заявителя заключения о проведении документарной оценки и выездной оценки.

3. Подтверждение соответствия заявителя требованиям, установленным в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется путем последовательного проведения в отношении заявителя документарной оценки, а затем, в случае положительного результата такой оценки, выездной оценки. Предметом документарной оценки являются документы, которые должны быть у заявителя, и сведения, содержащиеся в этих документах.

Срок проведения документарной оценки не должен превышать 15 рабочих дней.

В случае, если в ходе документарной оценки выявлено несоответствие документов и документации установленным требованиям, заявителю отказывают в допуске без проведения выездной оценки.

Выездная оценка проводится во всех помещениях и на земельных участках, необходимых для осуществления деятельности сервисного центра (мастерской).

Срок проведения выездной оценки не должен превышать 15 рабочих дней.

4. При истечении срока действия документов, которые должны быть у сервисного центра (мастерской), подтверждающих соответствие сервисного центра (мастерской) требованиям, установленным пунктом 1 настоящей статьи, сервисный центр (мастерская) обязана предоставлять действующие документы (копии документов).

5. По результатам выездной оценки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта принимается решение об аккредитации (допуске) или об отказе в аккредитации (допуске).

6. Решение об аккредитации (допуске) подтверждается выдачей свидетельства.

7. Основанием для отказа в аккредитации (допуске) на право осуществления деятельности сервисного центра (мастерской) является невыполнение заявителем одного или более требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, выявленное в результате документарной или выездной оценки.

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по аккредитации (допуске) юридического лица или индивидуального предпринимателя на право осуществления деятельности сервисного центра (мастерской):

невыполнение заявителем одного или более требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, выявленное в результате документарной или выездной оценки;

наличие недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для предоставления государственной услуги.

8. Аккредитация (допуск) на право осуществления деятельности сервисного центра (мастерской) предоставляется бессрочно. За указанную аккредитацию (допуск) взимается государственная пошлина.

9. Действие аккредитации (допуска) на право осуществления деятельности сервисного центра (мастерской) приостанавливается по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта в следующих случаях:

а) если в результате проведения федерального государственного контроля за деятельностью сервисного центра (мастерской) выявлено несоответствие деятельности сервисного центра (мастерской) требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности мастерских и это несоответствие может повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или повлекло причинение такого вреда либо это несоответствие вводит в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

б) непредставление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта в установленный срок сведений о результатах своей деятельности или представление недостоверных сведений о результатах своей деятельности;

в) неполучение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в установленный срок отчета сервисного центра (мастерской) об исполнении предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований в установленный срок, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта;

г) неисполнение сервисным центром (мастерской) предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований в установленный срок, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта.

10. Действие аккредитации (допуска) на право осуществления деятельности сервисного центра (мастерской) прекращается по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта в следующих случаях:

а) представление сервисным центром (мастерской) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию транспорта заявления о прекращении деятельности сервисного центра (мастерской);

б) ликвидация (прекращение) юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

в) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

г) неустранение сервисным центром (мастерской), действие аккредитации (допуска) которой приостановлено по основаниям, указанным в части 7 настоящей статьи, выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности сервисного центра (мастерской);

д) выявление в течение года более двух фактов нарушений сервисного центра (мастерской) требований законодательства Российской Федерации к деятельности сервисных центров (мастерских), повлекших за собой приостановление действия аккредитации (допуска).

11. Сведения о сервисных центрах (мастерских) подлежат учету в реестре сервисных центров (мастерских).

12. Реестр сервисных центров (мастерских) подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

13. Порядок аккредитации (допуска) на право осуществления деятельности сервисных центров (мастерских), включая порядок проведения документарной и выездной оценок соответствия заявителя установленным настоящим Федеральным законом требованиям, формы свидетельства сервисных центров (мастерских), приостановления действия аккредитации (допуска) на право осуществления деятельности сервисных центров (мастерских), прекращение аккредитации (допуска) на право осуществления деятельности сервисных центров (мастерских), требования к форме заявления на аккредитацию (допуск) юридического лица или индивидуального предпринимателя на право осуществления деятельности сервисных центров (мастерских) и состав прилагаемых к заявлению документов, а также порядок формирования и ведения реестра сервисных центров (мастерских), в том числе, состав дополнительных сведений, включаемых в указанный реестр, и порядок предоставления сведений из указанного реестра устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Статья 5. Особенности организации и проведения федерального государственного надзора за деятельностью сервисных центров (мастерских)

1. Федеральный государственный надзор за деятельностью сервисных центров (мастерских), за исключением их деятельности в отношении шифровальных (криптографических) средств, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью сервисных центров (мастерских), организацией и проведением проверок сервисных центров (мастерских), применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Предметом федерального государственного надзора за деятельностью мастерских, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 настоящей статьи, является соблюдение мастерскими предъявляемых к ним обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом (за исключением требований, установленных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Плановые проверки при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью сервисных центров (мастерских) не проводятся.

4. Внеплановые проверки при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью сервисных центров (мастерских) проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при поступлении в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере транспорта информации о фактах нарушения сервисным центром (мастерской) требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Статья 6. Порядок учета сведений о тахографах и защищенных компонентах тахографов

1. Сведения о моделях тахографов, моделях блоков тахографической информации и моделях карт тахографов, имеющих положительные заключения по результатам исследований и испытаний, указанных в статье 8 настоящего Федерального закона, включаются в реестр моделей тахографов, реестр моделей блоков тахографической информации и реестр моделей карт тахографов соответственно.

Сведения о каждом экземпляре тахографа и блока тахографической информации, изготовленном, переданном, активизированном, утилизированном, подлежат учету в реестрах изготовленных, переданных, активизированных, утилизированных тахографов и реестре блоков тахографической информации соответственно.

Сведения об изготовленных, выданных и утилизированных картах тахографа подлежат учету в реестре изготовленных, выданных и утилизированных карт тахографа.

Сведения о моделях тахографов, моделях блоков тахографической информации, моделях карт тахографов, в отношении которых получены отрицательные заключения по результатам исследований и испытаний, указанных в статье 8 настоящего Федерального закона, не подлежат включению в соответствующие реестры, а ранее включенные в реестры подлежат исключению из соответствующих реестров.

Порядок ведения реестров, указанных в настоящем пункте, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Ведение реестров, указанных в настоящем пункте, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Реестры моделей тахографов, реестр моделей блоков тахографической информации и моделей карт тахографов подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае принятия нормативного правового акта, которым вносятся изменения в требования к тахографу, блоку тахографической информации или карты тахографа, соответствующий требованиям, действовавшим до вступления в силу такого нормативного правового акта, который не соответствует принятому нормативному правовому акту, может быть включен в соответствующий реестр в течение одного года со дня вступления в силу этого нормативного правового акта. Указанные экземпляры тахографа, блока тахографической информации или карты тахографа, включенные в соответствующий реестр, могут передаваться, активизироваться, применяться не подлежат исключению из этого реестра в связи с их несоответствием принятому нормативному правовому акту, в течение четырех лет со дня их включения в реестр, но не более срока действия их ключей проверки электронной подписи и криптографических ключей для криптографического преобразования информации.

2. Включение сведений о моделях тахографов, моделях блоков тахографической информации и моделей карт тахографов, о каждом изготовленном, переданном, активизированном, утилизированном, экземпляре тахографа и блока тахографической информации, а также об изготовленных, выданных и утилизированных картах тахографа в соответствующий реестр осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в установленном им порядке на основании заявления организации-изготовителя тахографов, блоков тахографической информации и карт тахографа, а также сервисного центра (мастерской) в части ее деятельности.

Для выполнения отдельных работ, связанных с включением сведений о моделях тахографов, моделях блоков тахографической информации и моделях карт тахографов, о каждом изготовленном, переданном, активизированном, утилизированном экземпляре тахографа и блока тахографической информации, а также об изготовленных, выданных и утилизированных картах тахографа в соответствующий реестр осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в установленном им порядке на основании заявления организаций - изготовителей тахографов, блоков тахографической информации и карт тахографа, а также сервисного центра (мастерской) в части ее деятельности.

Для выполнения отдельных работ, связанных с включением сведений о моделях тахографов, моделях блоков тахографической информации и моделях карт тахографов, о каждом изготовленном, переданном, активизированном, утилизированном экземпляре тахографа и блока тахографической информации, а также об изготовленных, выданных и утилизированных картах тахографа в соответствующий реестр, федеральных орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта вправе привлекать подведомственное федеральное бюджетное учреждение.

Требования к форме и порядку подачи заявления на включение сведений о модели тахографа, модели блока тахографической информации и модели карты тахографа, об изготовленном, переданном, активизированном, утилизированном, экземпляре тахографа и блока тахографической информации, а также об изготовленной, выданной и утилизированной карте тахографа в соответствующий реестр и состав прилагаемых к заявлению документов, а также порядок формирования и ведения соответствующих реестров и порядок предоставления сведений из указанных реестров утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Включение сведений о моделях тахографов, моделях блоков тахографической информации, моделях карт тахографов в соответствующий реестр осуществляется при наличии положительных заключений по результатам всех проведенных в отношении них исследований и испытаний, указанных в статье 8 настоящего Федерального закона.

Включение сведений об изготовленном экземпляре модели тахографа в соответствующий реестр осуществляется при наличии сведений о такой модели тахографа в реестре моделей тахографов, а также наличия в его составе блока тахографической информации, сведения о котором включены в соответствующий реестр.

Включение сведений об изготовленном экземпляре модели блока тахографической информации и изготовленном экземпляре модели карты тахографа в соответствующие реестры осуществляется при наличии сведений о такой модели блока тахографической информации и модели карты тахографа в соответствующем реестре, а также наличия в их составе квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, изготовленного и выданного удостоверяющим центром оператора ГАИСТК.

При получении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, заявления гражданина или организаций с изложением фактов, указывающих на несоответствие тахографа, блока тахографической информации или карты тахографа требованиям законодательства Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта проводит проверку фактов, изложенных в заявлении, в том числе исследования и испытания, указанные в статье 8 настоящего Федерального закона, и в случае получения по этому тахографу, блоку тахографической информации или карте тахографа отрицательного заключения по результатам исследований и испытаний, указанный в статье 8 настоящего Федерального закона, исключить сведения об этой модели тахографа, модели блока тахографической информации или модели карты тахографа, а также об их экземплярах из соответствующих реестров.

Предоставление сведений из реестров, указанных в настоящем пункте, осуществляется на безвозмездной основе.

3. Передача и использование на территории Российской Федерации тахографов, блоков тахографической информации, карт тахографа, сведения о которых не учтены в соответствующем реестре, не допускается.

Экземпляр блока тахографической информации и карты тахографа, сведения о котором исключены из соответствующего реестра, подлежит изъятию из обращения и утилизации.

Статья 7. Требования к порядку выдачи (замены) карт тахографа

1. Выдача (замена) карты водителя осуществляется только водителю по его заявлению. Водителю выдается только одна карта водителя.

Выдача (замена) карты предприятия осуществляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, а также физическому лицу, осуществляющему эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее - транспортному предприятию) по его заявлению. Транспортному предприятию за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, выдается затребованное им количество карт предприятия. Физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, выдается одна карта предприятия.

Выдача (замена) карты сервисного центра (мастерской) осуществляется только сервисному центру (мастерской) по его заявлению. Сервисному центру (мастерской) выдается затребованное им количество карт сервисного центра (мастерских).

Выдача (замена) карты контролера осуществляется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю (надзору) в сфере транспорта и федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения по заявлению уполномоченного лица указанного федерального органа исполнительной власти. Федеральному органу исполнительной власти выдается затребованное им количество карт контролера.

2. Требования к форме заявления о выдаче (замене) карты тахографа и прилагаемым к заявлению документам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

3. Прием заявлений на выдачу (замену) карты тахографа, а также выдачу (замену) карт тахографа осуществляет организация-изготовитель карт тахографа либо уполномоченным им сервисный центр (мастерская). Иные лица не вправе осуществлять прием заявлений на выдачу (замену) карты тахографа и выдачу (замену) карт тахографа.

Порядок выдачи (замены) карт тахографа устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

4. Срок выдачи (замены) карты тахографа не должен превышать 15 рабочих дней с момента подачи заявления о выдаче (замене) карты тахографа, соответствующего требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи.

Статья 8. Особенности требований к тахографам, защищенным компонентам тахографа, процессам их разработки, испытаний, а также к изготовлению и выдаче квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи для защищенных компонентов тахографа

1. Модель тахографа должна пройти исследования со всеми моделями блоков тахографической информации и моделями карт тахографа, включенными в соответствующие реестры, на предмет отсутствия ее влияния на выполнение этими моделями блоков тахографической информации и моделями карт тахографа требований к шифровальным (криптографическим) средствам, действующим в отношении защищенных компонентов тахографа, установленных федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (далее - оценка влияния модели тахографа на модели блоков тахографической информации и модели карт тахографа).

Модель блока тахографической информации должна быть разработана и произведена в соответствии с порядком разработки, производства, распространения и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств, действующим в отношении защищенных компонентов тахографа, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и пройти исследования со всеми моделями карт тахографа в составе всех моделей тахографов, включенных в соответствующие реестры, на предмет отсутствия ее влияния на выполнение этими моделями карт тахографа установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам, действующим в отношении защищенных компонентов тахографа, установленных федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (далее - оценка влияния модели блока тахографической информации на модели карт тахографа).

Модель карты тахографа должна быть разработана и произведена в соответствии с порядком разработки, производства, распространения и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств, действующим в отношении защищенных компонентов тахографа, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и пройти исследования со всеми моделями блоков тахографической информации в составе всех моделей тахографов, включенных в соответствующие реестры, на предмет отсутствия ее влияния на выполнение этими моделями блоков тахографической информации установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам, действующим в отношении защищенных компонентов тахографа, установленных федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (далее - оценка влияния модели карты тахографа на модели блоков тахографической информации).

Оценка влияния модели тахографа на модели блоков тахографической информации и модели карт тахографа, оценка влияния модели блоков тахографической информации на модели карт тахографа, оценка влияния модели карты тахографа на модели блоков тахографической информации осуществляется в соответствии с порядком разработки, производства, распространения и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств, действующим в отношении защищенных компонентов тахографа, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Модель тахографа должна пройти оценку соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Модель тахографа должна пройти функциональные испытания и испытания на эксплуатационную совместимость со всеми моделями блоков тахографической информации и моделями карт тахографа, включенными в соответствующие реестры.

Модель блока тахографической информации должна пройти функциональные испытания и испытания на эксплуатационную совместимость со всеми моделями карт тахографа в составе всех моделей тахографов, включенных в соответствующие реестры.

Модель карты тахографа должна пройти функциональные испытания и испытания на эксплуатационную совместимость со всеми моделями блоков тахографической информации в составе всех моделей тахографов, включенных в соответствующие реестры.

Порядок проведения функциональных испытаний модели тахографа, модели блока тахографической информации и модели карты тахографа, а также методика проведения функциональных испытаний утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Порядок проведения испытаний модели тахографа, модели блока тахографической информации и модели карты тахографа на эксплуатационную совместимость, а также методика проведения испытаний модели тахографа, модели блока тахографической информации и модели карты тахографа на эксплуатационную совместимость устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Защищенные компоненты тахографа должны:

соответствовать требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам, действующим в отношении защищенных компонентов тахографа, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

иметь документ, подтверждающий соответствие требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам, действующим в отношении защищенных компонентов тахографа, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, выданный федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в установленном порядке;

быть разработаны, произведены, распространены, смонтированы и эксплуатироваться в соответствии с порядком разработки, производства, распространения и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств, действующим в отношении защищенных компонентов тахографа, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе устанавливать дополнительные требования к шифровальным (криптографическим) средствам, действующие в отношении защищенных компонентов тахографа, и осуществляет подтверждение соответствия защищенных компонентов тахографа действующим в отношении них требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

2. Функциональные испытания и испытания на эксплуатационную совместимость модели тахографа, модели блока тахографической информации и модели карты тахографа, а также оценка соответствия модели тахографа требованиям законодательства Российской Федерации осуществляются организацией, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Функциональные испытания и испытания на эксплуатационную совместимость модели тахографа, модели блока тахографической информации и модели карты тахографа, а также оценка соответствия модели тахографа требованиям законодательства Российской Федерации являются услугами, необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, предусмотренной частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Порядок определения и взимания платы за выполнение работ по проведению функциональных испытаний и испытаний на эксплуатационную совместимость модели тахографа, модели блока тахографической информации и модели карты тахографа, а также по изготовлению и выдаче квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи для блоков тахографической информации и карты тахографа, утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Блок тахографической информации и карта тахографа должны обеспечивать запись, хранение и передачу тахографической информации в некорректируемом виде, который должен обеспечиваться подписанием этой информации соответствующей усиленной квалифицированной электронной подписью. Подписание тахографической информации соответствующей усиленной квалифицированной электронной подписью должно осуществляться блоком тахографической информации и картой тахографа в автоматическом режиме с использованием их средств электронной подписи.

Изготовление и выдача квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи для блока тахографической информации и карт тахографа осуществляется аккредитованным в установленном порядке удостоверяющим центром оператора ГАИСТК.

Изготовление и выдача квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи для блока тахографической информации и карт тахографа являются услугами, необходимыми и обязательными для государственной услуги, предусмотренной частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Информационное обеспечение учета сведений о тахографии

1. Для информационного обеспечения приема, записи, хранения, обработки, передачи и предоставления сведений, подлежащих учету в соответствии с настоящим Федеральным законом, создается ГАИСТК, в состав которой также входит удостоверяющий центр ГАИСТК, аккредитованный в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».

Оператором ГАИСТК является организация, подведомственная федеральному органу исполнительной власти, осуществляющий функции выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Сведения, содержащиеся в ГАИСТК, являются собственностью Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта:

а) утверждает порядок и условия предоставления в обязательном порядке сведений для включения в ГАИСТК;

б) утверждает перечень форм предоставления в обязательном порядке сведений для включения в ГАИСТК;

в) утверждает порядок доступа к информации, содержащейся в ГАИСТК.

3. Взаимодействие ГАИСТК с иными информационными системами осуществляется посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Статья 10. Требования к обеспечению единства измерений тахографов

1. Тахограф и блок тахографической информации является средствами измерения и подлежат поверке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

2. Использование на территории Российской Федерации тахографов и блоков тахографической информации, не прошедших поверку, не допускается.

Статья 11. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Экземпляр модели тахографа, сведения о котором были включены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствующие перечни согласно требованиям абзаца десятого части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, которым транспортное средство было оснащено до вступления в силу настоящего Федерального закона, может использоваться на этом транспортном средстве в течение 7 лет со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Экземпляр модели карты тахографа, сведения о котором были включены до вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствующие перечни согласно требованиям абзаца десятого части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, может использоваться до окончания срока его действия.

4. Экземпляр модели блока тахографической информации, сведения о котором включены до вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствующие перечни согласно требованиям абзаца десятого части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, может использоваться до окончания срока действия его ключей квалифицированной электронной подписи.

5. Сведения о моделях, об изготовленных, переданных, активизированных и утилизированных экземплярах тахографов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, о моделях, об изготовленных, выданных и утилизированных экземплярах карт тахографа, указанных в пункте 3 настоящей статьи, о моделях, об изготовленных, переданных, активизированных и утилизированных экземплярах блоков тахографической информации, указанных в пункте 4 настоящей статьи, подлежат включению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в соответствующие реестры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, без заявления организации-изготовителя и проведения их испытаний, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона.

Сведения об экземплярах карт тахографа и блоков тахографической информации, указанных в настоящем пункте, включаются в соответствующие реестры без наличия в их составе квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, изготовленного и выданного удостоверяющим центром оператора ГАИСТК.

6. Сведения об изготовленных, переданных, активизированных и утилизированных экземплярах блоков тахографической информации, модели которых согласно пункту 5 настоящей статьи включены в реестр моделей блоков тахографической информации, предусмотренный настоящим Федеральным законом, подлежат включению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в соответствующие реестры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, по заявлению организации изготовителя без наличия в их составе квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, изготовленного и выданного удостоверяющим центром оператора ГАИСТК.

7. Исследования и испытания модели тахографа, указанные в статье 8 настоящего Федерального закона, не проводятся с моделью блока тахографической информации, сведения о которой включены согласно пункту 5 настоящей статьи в реестр моделей блоков тахографической информации, предусмотренный настоящим Федеральным законом.

8. Исследования и испытания модели блока тахографической информации, указанные в статье 8 настоящего Федерального закона, не проводятся с моделью тахографа, сведения о которой включены согласно пункту 5 настоящей статьи в реестр моделей тахографов, предусмотренный настоящим Федеральным законом.

9. Исследования и испытания модели карты тахографа, указанные в статье 8 настоящего Федерального закона, не проводятся с моделью тахографа, (за исключением модели тахографа, сведения о которой включены в реестр моделей тахографов согласно пункту 5 настоящей статьи) содержащей в своем составе блок тахографической информации, сведения о модели которого включены согласно пункту 5 настоящей статьи в реестр моделей блоков тахографической информации, предусмотренный настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона.

1. Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999", № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553; № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21; № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000; 2011, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3881; № 30, ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268; № 31, ст. 4320; № 17, ст. 2032) следующее изменение:

абзац тринадцатый статьи 2 дополнить словами «либо контрольное устройство, соответствующее требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Женева, 1 июля 1970 г.)».

2. Дополнить часть 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации) пунктом следующего содержания:

«37) федеральный государственный надзор за деятельностью сервисных центров (мастерских)».

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О тахографии в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации»

Проект федерального закона «О тахографии в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект) разработан в целях повышения уровня безопасности дорожного движения, эффективного и устойчивого функционирования автомобильного транспорта, а также урегулирования правоотношений, возникающих при оснащении транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы), отношений, связанных с деятельностью по формированию, регистрации, хранению, обработке и передаче тахографической информации в информационную систему и ее предоставлению, а также отношения, связанные с деятельностью по разработке, производству, регистрации и поверке тахографов и защищенных компонентов тахографов.

Необходимость принятия законопроекта обусловлена следующим.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, оснащать транспортные средства тахографами. Такая же обязанность этой статьей возлагается и на физических лиц, эксплуатирующих грузовики массой свыше 3,5 тонн и автобусы.

Оснащение транспортных средств тахографами включает в себя комплекс действий по вводу в эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и вывод из эксплуатации тахографов. В настоящее время данные работы осуществляются мастерскими. Вместе с тем, требования к данным мастерским, а также контроль за их деятельностью, отсутствуют.

В целях урегулирования правоотношений, возникающих при оснащении транспортных средств тахографами, законопроектом вносятся следующие изменения.

Устанавливается порядок аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - Заявитель) на право осуществления деятельности по оснащению транспортных средств тахографами, по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту и выводу из эксплуатации тахографов (далее - деятельность мастерской), а также контроль за деятельностью мастерской. Аккредитация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Кроме того, устанавливаются требования к Заявителю, подавшему заявление на получение аккредитации. Подтверждение соответствия данных требований осуществляется путем проведения документарной оценки и выездной оценки соответствия Заявителя указанным требованиям, проводимым в месте (местах) предполагаемого осуществления деятельности мастерских.

Федеральный государственный надзор за деятельностью мастерских будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта.

Необходимость введения федерального государственного надзора за деятельностью мастерских в качестве самостоятельного вида надзора обусловлено отсутствием нормативной правовой базы для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении мастерских

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение терминов «карта тахографа», «тахографическая информация», что может негативно сказаться в правоприменительной практике. В этой связи в законопроекте дается определение данным терминам. Кроме того, законопроектом вводятся понятия «защищенный компонент тахографа» и «блок тахографической информации».

Законопроектом устанавливаются требования к порядку выдачи карт тахографа, требования к испытаниям в части безопасности, функциональности, эксплуатационной совместимости тахографа (его компонентов) и карты тахографа, к изготовлению квалифицированного сертификата ключа электронной подписи.

Кроме того, законопроектом устанавливаются требования к порядку учета сведений о моделях тахографов, моделях блоков тахографической информации, сведений о каждом изготовленном, переданном, активизированном, утилизированном экземпляре тахографа, блоке тахографической информации, сведений о моделях карт тахографов, о каждом экземпляре изготовленной, выданной и утилизированной карты тахографа, посредством ведения реестра моделей тахографов, реестра моделей блоков тахографической информации, реестра изготовленных, переданных, активизированных, утилизированных тахографов, реестра изготовленных, переданных, активизированных, утилизированных блоков тахографической информации, реестра моделей карт тахографа, реестра изготовленных, выданных и утилизированных карт тахографа соответственно.

При этом использование на территории Российской Федерации тахографов, блоков тахографической информации, карт тахографа, сведения о которых не учтены в соответствующих реестрах, не допускается. Ведение указанных реестров осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Для информационного обеспечения приема, записи, хранения, обработки, передачи и предоставления сведений, подлежащих учету, законопроектом предусматривается создание государственной автоматизированной информационной системы тахографического контроля.