Учебный центр информирует: О внесении изменения в статью 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 1

Внести в статью20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №1, ст.1; 2011, №30, ст.4605) изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Статья20.30. Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

1.Нарушение требований обеспечения безопасности
и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, а равно воспрепятствование соблюдению указанных
требований юридическими лицами, а также должностными лицами,
в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц -
от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2.Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью1 настоящей статьи, в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам высокой или средней категории опасности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок
от одного года до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч
до трехсот тысяч рублей.".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью20.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях"
(далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 24 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации
на 2019" год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №2935-р.

Предметом правового регулирования законопроекта являются вопросы административной ответственности за нарушение обязательных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК).

Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон), а также изданными
в соответствии с Федеральным законом подзаконными нормативными правовыми актами установлены требования обеспечения безопасности
и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, которые являются обязательными для выполнения всеми субъектами ТЭК. Федеральным законом установлено, что нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 20.30 "Нарушение требований обеспечения безопасности
и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" КоАП административная ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных указанной статьей КоАП, установлена только в отношении граждан и должностных лиц. Однако в отношении юридических лиц административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК (далее - требования безопасности) не предусмотрена.

Практика применения действующей статьи20.30 КоАП, введенной одновременно с вступлением в силу Федерального закона, формировалась
с 2015 года органами внутренних дел Российской Федерации, а с июля 2016г.- Росгвардией. За истекший период уполномоченными органами государственного контроля проведено более 8,9" тысячи плановых проверок,

врамках которых проверено более 6,6 тысячи объектов ТЭК. По результатам проведения более 6,9тысячи проверок выявлены нарушения обязательных требований безопасности объектов ТЭК. В отношении должностных лиц возбуждено более 2,2тысячи дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей20.30 КоАП. При этом практика рассмотрения дел
об административных правонарушениях по указанной статье КоАП свидетельствует о том, что нередко должностные лица оказываются
не наделенными распорядительными и иными полномочиями в области финансирования необходимых мероприятий по обеспечению безопасности объектов, что устанавливается в судебном процессе и является основанием для прекращения судом административного производства, возбужденного органом государственного контроля.

Несмотря на принимаемые уполномоченными органами меры, состояние безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК приводится в соответствие обязательным требованиям безопасности низкими темпами. При этом отдельные субъекты ТЭК выявленные нарушения
не устраняют, несмотря на привлечение к административной ответственности
их должностных лиц. Так, например, каждое пятое должностное лицо, привлеченное в 2019" году к административной ответственности по статье20.30 КоАП, привлекалось к административной ответственности в 2018 году по тем же основаниям.

Законопроектом предлагается распространить действие статьи20.30 КоАП на юридических лиц и установить с учетом категорий опасности объектов ТЭК дифференцированную административную ответственность для таких лиц за совершение правонарушений, предусмотренных указанной статьей КоАП. Одновременно предлагается с учетом указанного категорирования объектов ТЭК дифференцировать административную ответственность в отношении должностных лиц, в том числе руководителей субъекта ТЭК, и граждан.

Законопроектом предлагается за совершение юридическими лицами указанного административного правонарушения в отношении объекта ТЭК низкой категории опасности установить штраф в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (по аналогии с санкцией, предусмотренной частью1 статьи11.15.1 КоАП, за нарушение требований в области транспортной безопасности), а для юридических лиц, совершивших административное правонарушение в отношении объекта ТЭК высокой или средней категории опасности - в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей (по аналогии ссанкцией, предусмотренной частью 1 статьи 9".1 КоАП, за нарушение требований в области промышленной безопасности).

Дифференциация административных наказаний в зависимости
от категории опасности объекта ТЭК для должностных лиц, в том числе руководителей субъектов ТЭК, и граждан предлагается в пределах санкций, установленных для указанных субъектов административного правонарушения действующей статьей20.30 КоАП.

В целях предоставления добросовестным субъектам ТЭК времени, необходимого для устранения нарушений требований безопасности объектов ТЭК, законопроект предусматривает особый порядок вступления его в силу - по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях
по статье 20.30 КоАП осуществляется судьями. Принятие законопроекта
не повлечет за собой изменение подсудности по указанной статье
и не приведет кувеличению нагрузки на судебную систему Российской Федерации.

Предлагаемые законопроектом решения не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.