Охрана труда в грузоперевозках автомобильного транспорта
Охрана труда в грузоперевозках автомобильным транспортом
Ключевые проблемы
-
Какие требования предъявляются к персоналу, занятому грузоперевозками?
-
Какие особенности учесть при организации грузоперевозок?
-
Какие документы должны быть в организации, занимающейся грузоперевозками?
Работодатель, который занимается грузоперевозками, обязан обеспечить безопасные условия труда и правильно организовать рабочий процесс. Для этого потребуется соблюдать ряд требований – к персоналу, транспортным средствам, перевозимым грузам. Какие нюансы по охране труда учесть при организации грузоперевозок, разберемся в статье.
Какие требования предъявляются к персоналу, занятому грузоперевозками
На предприятиях, занятых грузоперевозками, персонал, работающий во вредных условиях труда, обязан проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. Так, для водителей обязателен предварительный при приеме на работу и периодический (один раз в два года) медосмотры. Другая периодичность медосмотров может быть оговорена в карте спецоценки рабочего места. Неотъемлемой частью являются предрейсовые и послерейсовые медосмотры.
Основным опасным и вредным производственным фактором для водителей и других работников автотранспортных предприятий является повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, особенно при работе с пылящими грузами. Поэтому нужно контролировать содержание вредных веществ в воздухе: ежегодно при производственном контроле, один раз в пять лет при специальной оценке условий труда. Кроме того, замеры фактического уровня вредных факторов производятся в рамках проверок Роспотребнадзора.
|
На работу по перевозке грузов следует принимать квалифицированных водителей, которые знают устройство автомобиля, правила дорожного движения, способы устранения неисправностей, порядок техобслуживания и правила перевозки грузов. Подробные требования к квалификации водителей можно найти в постановлении Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 31.
С водителями проводят инструктажи – вводный по охране труда и первичный на рабочем месте. Кроме того, есть требование проводить предрейсовый инструктаж перед первым выездом водителя на маршрут, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Предусмотрены и сезонные инструктажи – два раза в год в весенне-летний и осенне-зимний периоды1. Затем работники проходят обучение безопасным методам и приемам работ и стажировку сроком до одного месяца2 (в зависимости от характера и сложности профессии).
Для этого каждого работника, имеющего профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасной работы прикрепляют к опытному наставнику. Если стажировка пройдет успешно, работника допускают к самостоятельной работе. Для водителей оформляется специальный лист стажировки, в котором указываются:
-
объем предмаршрутной и маршрутной стажировки в часах;
-
отметки о проведенных занятиях и зачетах;
-
допуск к самостоятельной работе.
Листок стажировки может выглядеть так:

Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти инструктаж и специальную подготовку, которая включает:
-
изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);
-
изучение свойств перевозимых опасных грузов;
-
обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах;
-
обучение действиям в случае инцидента (порядок действий, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);
-
подготовку и передачу донесений (докладов) должностным лицам о происшедшем инциденте.
Не менее важно обеспечить компетентность персонала, связанного с движением транспортных средств. Для этого работодателю нужно3:
-
проводить профотбор и профподготовку работников;
-
назначить ответственного за безопасность дорожного движения, который, в том числе, организует подготовку персонала.
Какие особенности учесть при организации грузоперевозок
При отправке груза необходимо организовать выдачу:
-
путевых листов;
-
заданий водителю;
-
сопроводительных документов на груз (товарно-транспортной накладной, сертификатов, если они необходимы, деклараций о соответствии, разрешений на перевозку особо опасных грузов).
Перед выпуском на линию механик по выпуску вместе с водителем проверяют исправность автомобиля и его соответствие требованиям безопасности и Правилам дорожного движения.
Если рейс будет длиться более суток, то также необходимо проверить укомплектованность автомобиля дополнительным инвентарем – металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время – цепями противоскольжения. Исправность и укомплектованность автомобиля подтверждается подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск на линию и водителя.
Для безопасной перевозки грузов работодатель обязан организовать правильную эксплуатацию транспортных средств – своевременно проводить технические осмотры, как периодические, так и перед выпуском на линию. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Техобслуживание должно проводиться в специально оборудованных местах только квалифицированными специалистами.
Направляя водителя в длительный рейс, ему нужно оформить командировку и путевой лист, а также установить:
-
график движения по времени;
-
время для кратковременного отдыха;
-
пункты отдыха и питания, места ночлега;
-
указать лиц, сопровождающих автомобиль (если таковые имеются);
-
указать особенности погрузки и выгрузки груза.
Если остановка на отдых будет вне населенного пункта, то ответственный за охрану труда организует дежурство, чтобы:
-
контролировать соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности;
-
наблюдать за отдыхающими водителями;
-
прогревать двигатели и т. д.
Необходимо строго соблюдать режимы труда и отдыха водителя4 и не направлять его в рейс, если он не отдыхал перед выездом.
Иногда водителям приходится участвовать в погрузочно-разгрузочных работах. Для этого они должны проходить специальный целевой инструктаж. Если водитель понимает, что погрузочно-разгрузочные работы организованы неправильно (нет механизации при погрузке или разгрузке тяжеловесных грузов, нет возможности обеспечить безопасные условия для грузчиков при погрузке и т. д.), он обязан потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленно прекратить погрузку или разгрузку. В случае невыполнения его требований – сообщить администрации и сделать отметку о своем заявлении в путевом листе.
|
Особенности перевозки опасных грузов
К организациям, которые занимаются перевозкой опасных грузов, предъявляют особые требования. Их водители обязательно проходят специальный инструктаж не реже одного раза в три месяца. Если был перерыв на пять и более дней, проводят дополнительный инструктаж перед каждым возобновлением перевозок. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.
Принимая опасные грузы к перевозке, водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки согласно ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).
Для перевозки опасных и особо опасных грузов организации нужно иметь:
-
аварийную карточку системы информации об опасности;
-
маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем). Один экземпляр согласованного маршрута обязательно должен быть у водителя или сопровождающего лица;
-
планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю или сопровождающему (на каждую перевозку выделяют аварийные бригады для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов и организуют с ними соответствующую подготовку);
-
свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.
Для особо опасных грузов дополнительно потребуется:
-
специальная инструкция на перевозку опасного груза (предоставляется грузоотправителем (грузополучателем));
-
разрешение на транспортировку грузов (выдает МВД России по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя)).
Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны быть укомплектованы аварийным инструментом и оборудованием для тушения пожара (огнетушители, лопаты, запас песка). В случаях, предусмотренных условиями безопасной перевозки и аварийной карточкой, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала.
Какие документы должны быть в организации, занимающейся грузоперевозками
Чтобы организовать охрану труда в грузоперевозках, работодателю потребуется подготовить пакет документов.
Во-первых, нужны приказы о назначении ответственных за:
-
обеспечение безопасности дорожного движения;
-
допуск транспортных средств к эксплуатации, выпуск на линию автотранспорта;
-
проведение вводного, периодического, целевого, предрейсового, сезонного, специального инструктажей;
-
безопасную эксплуатацию транспортных средств;
-
техническое состояние транспортных средств;
-
сопровождение опасного груза;
-
безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ;
-
охрану труда на маршруте (при направлении двух и более автомобилей для совместной работы);
-
организацию и проведение занятий с водителями по повышению профессионального мастерства.
А также приказы:
-
о назначении постоянно действующей аттестационной комиссии по проверке знаний по охране труда у работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;
-
на право управления автотранспортными средствами на территории организации;
-
о проведении обучения работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, безопасным методам и приемам труда;
-
о закреплении транспортных средств за конкретными водителями;
-
об утверждении маршрутов движения транспортных средств предприятия.
Во-вторых, необходима дополнительная документация для организации грузоперевозок:
1. Транспортная политика предприятия.
2. Протоколы аттестации ответственных лиц за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств.
3. Удостоверения на право управления автотранспортным средством определенной категории.
4. Листы стажировки водителей.
5. Протоколы проверки знаний безопасных методов и приемов труда работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
6. Сертификаты, декларации о соответствии, паспорта безопасности и другие документы, подтверждающие характеристики перевозимых грузов.
7. Графики профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств.
8. Путевые листы с отметкой медика о предрейсовом и послерейсовом медосмотре, ответственного за выпуск на линию, ответственного за техническое состояние автомобиля после рейса.
9. Журналы:
-
учета выдачи путевых листов;
-
технического состояния и выпуска на линию транспортных средств;
-
предрейсового и послерейсового медосмотра водителей.
10. Положение об организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.
11. Личная карточка выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.
12. Личная карточка выдачи смывающих и обезвреживающих средств.
13. Карты специальной оценки условий труда. Ознакомление персонала.
14. Ежегодный план мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом, и транспортных средств к безопасной работе.
15. Удостоверения о повышении квалификации специалистов по организации и осуществлению перевозок на автомобильном транспорте на соответствующих курсах не реже одного раза в пять лет.
16. Удостоверения об обучении специалистов, ответственных за безопасную организацию и осуществление перевозок, на знание и обеспечение выполнения нормативных актов по безопасности дорожного движения на автотранспорте.
17. План-график проведения занятий с водителями по повышению их мастерства.
18. Документы (протоколы, удостоверения и т. д.), подтверждающие повышение мастерства водителей.
19. График профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств на текущий год.
Самые необходимые нормативные акты
Документ
|
Поможет вам
|
Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15
|
Понять особенности режима труда и отдыха водителей
|
Статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ
|
Узнать, что работодатель не может допустить к работе водителей с иностранными водительскими правами
|
ГОСТ 19433-88
|
Уточнить, как маркируют опасные грузы
|
ДОПОГ
|
Ознакомиться с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов
|
Запомните главное
1 Заниматься грузоперевозками должны квалифицированные водители. Кроме обучения по охране труда им нужна стажировка перед допуском к самостоятельной работе.
2 Водители, которые перевозят опасные грузы, должны проходить специальный инструктаж, чтобы научиться правильно действовать при аварии, пожаре или другом инциденте.
3 Безопасная перевозка грузов зависит от состояния транспортных средств. Поэтому работодателям стоит уделять повышенное внимание качеству техосмотров.
4 Чтобы перевозить особо опасные грузы, нужно иметь специальную инструкцию на перевозку опасного груза, предоставленную грузоотправителем (грузополучателем), и разрешение на транспортировку грузов, выданное МВД России по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя).
|
1 Пункт 19, 20 приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
2 Пункт 4.2 РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утвержден Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 г.).
3 Пункт 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утвержден приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7).
4 Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».
5 Пункт 2 ст. 20, п. 13. ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
6 Заключена в Вене 8 ноября 1968 г.