Тахограф: почему его нужно установить и как выбрать, чтобы не нарушить закон

Режим труда и отдыха водителей работодатель должен контролировать с помощью тахографа. Если приборы в организации не используют, оштрафуют не только руководителя предприятия, но и должностных лиц, например ответственного за БДД. При этом купить можно не любой прибор, а только те, что разрешил Минтранс. В статье разобрались, на какие автомобили установить тахограф, как его выбрать и почему работодателю выгодно использовать этот прибор. А еще в конце статьи вы найдете удобную памятку для водителей — раздайте ее работникам, чтобы они правильно использовали тахограф.

Кто и для чего обязан установить тахограф


Словарь

Тахограф — электронный прибор, который регистрирует время управления автомобилем


Тахограф на автомобили обязаны устанавливать организации и предприниматели, для физических лиц такого требования нет (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ; далее — Закон 196-ФЗ). Установите прибор, если перевозите пассажиров на транспортном средстве, в котором помимо места водителя есть более восьми посадочных мест. Кроме того, тахограф используют на грузовых автомобилях с максимальной допустимой массой свыше 3,5 тонны, предназначенных для перевозки грузов.

Не нужно ставить приборы на государственный спецтранспорт, пассажирские и грузовые троллейбусы, учебные автомобили и др. Полный список транспортных средств, на которые не нужно устанавливать тахограф, Минтранс перечислил в приложении 2 к своему приказу от 13.02.2013 № 36 (далее — Приказ № 36).

Тахограф устанавливают на автомобили, чтобы регистрировать и учитывать режимы их движения. Прибор фиксирует превышения скорости и все отклонения от заданного маршрута, а также сверяет данные с ГЛОНАСС. Работодатели используют тахограф, чтобы учитывать режим труда и отдыха водителей. Прибор должен обеспечивать регистрацию данных без перерывов и фальсификации, поэтому установили конкретный перечень разрешенных моделей.

Как накажут нарушителей


Важно

На автомобили категорий М2 и М3, на которых регулярно перевозят пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, тахографы нужно установить до 01.07.2020 (постановление Правительства от 30.03.2019 № 382)


Ответственных сотрудников оштрафуют на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. руб., если тахограф не установили, прибор не исправен или не соответствует требованиям (ст. 11.23 КоАП). Оштрафовать могут, например, ответственного за БДД, контролера технического состояния транспортного средства, диспетчера или руководителя организации. Кроме того, если тахограф не сертифицирован или не прошел поверку, работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 19.19 КоАП.

Работодателя также привлекут к административной ответственности за нарушения режима труда и отдыха водителей. При этом наложить штраф могут на организацию — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. и на ответственных должностных лиц — от 1 тыс. до 5 тыс. руб., такая же сумма предусмотрена для индивидуальных предпринимателей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП). За повторное нарушение режима труда и отдыха организацию оштрафуют на сумму от 50 тыс. до 70 тыс. руб., а должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27 КоАП).

Какой тахограф выбрать

Модели тахографов, которые работодатель может установить на автомобили предприятия, перечислены на сайте Минтранспорта (смотрите по ссылке — rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/equipment-info/tachograph/). Приборы, которых нет в списке, покупать нельзя. Такое устройство не будет соответствовать установленным требованиям, и представитель ГИБДД или Ространснадзора оштрафует за его использование (ч. 1 ст. 11.23 КоАП).

Какие документы оформить водителю

Карточка водителя — неотъемлемый внешний компонент тахографа, по ней работник проходит идентификацию в системе прибора. Документ индивидуально оформляет каждый водитель, при этом все расходы несет работодатель, так как наличие тахографа — обязанность организации (ст. 20 Закона № 196-ФЗ).

Карту водитель может получить в организациях-изготовителях, которые перечислены на сайте Росавтотранса в разделе «Система тахографического контроля РФ», там же есть образец заявления на выдачу карты. Заявление водитель подает в ОАО «РусТАХОНЕТ» любым доступным способом (адреса центров, где можно подать заявление, на сайте rustahonet.com). Также водитель может подать документы в многофункциональный центр по месту регистрации.

Срок действия карты — три года, после ее меняют на новую. Если водитель потерял или испортил карту, он пишет заявление о перевыпуске в организацию, которая выдала ему карту. Сделать это нужно в срок до семи дней. Новую карту готовят 15 рабочих дней.

Как контролировать режим труда и отдыха с помощью тахографа

До ввода тахографа в эксплуатацию проводят первичную поверку, сведения о ней должны быть указаны в паспорте прибора. Если информации о поверке в документе нет, ее проводят дополнительно в специализированной лаборатории. В дальнейшем процедуру поверки проводят с периодичностью, которая прописана в паспорте. Завод-изготовитель указывает не только срок, но и лабораторию, в которой прибор должен быть поверен.

Исправность тахографа проверяют при каждом предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортного средства (п. 10 Порядка, утв. приказом Минтранса от 08.08.2018 № 296). Контролирует работу прибора не только проверяющий техническое состояние автомобиля, но и ответственный за БДД. Он следит, чтобы распечатки и информация с тахографа не терялись в течение одного-трех лет и контролирует, как диспетчер ведет Журнал учета операций с устройствами контроля режимов труда и отдыха водителей.

Персонал, который обслуживает и использует тахографы, обучают руководству по эксплуатации прибора, которое входит в комплект документов. В нем прописана последовательность действий, все режимы работы прибора и возможные ошибки. Требования к эксплуатации тахографа, техническому обслуживанию и контрольным измерениям указаны в Приказе № 36.

На каждом транспортном средстве устанавливают один тахограф. Чтобы он начал регистрировать путевую информацию, водитель вставляет карту в прибор — без этого устройство работать не будет. Кроме этого, прибор не будет работать, если закончилась бумага в принтере тахографа или карта размагнитилась. Водитель должен знать, как использовать устройство, чтобы показания режима труда и отдыха не сбились.

Почему работодателю выгодно использовать тахограф

Тахограф помогает контролировать режим труда и отдыха водителей. Водитель не сможет ехать за рулем больше установленной нормы, что обеспечивает его личную безопасность и предупреждает несчастные случаи, связанные с усталостью и вялостью работника, которые приводят к потере концентрации внимания за рулем.

Прибор фиксирует превышения скорости, что помогает работодателю понять, насколько точно водитель выполняет требования охраны труда и правил БДД. Кроме того, тахограф отображает все отклонения от заданного маршрута, и работодатель полностью контролирует рейс. Это ограждает организацию от лишних экономических потерь из-за несанкционированных поездок, которые работники могут делать ради личной выгоды.

Образец документа