НАВЕРХ
Telegram "Учебный центр "ОЛИВИН" тел. +7 985 764 31 71
icq 698 720 049
skype ОЛИВИН УЦ
Оставить заявку
Введите данные ниже. В ближайшее время наш менеджер сваяжется с вами для уточнения деталей
Заполнение формы займет не более 1 минуты


* - Поля, обязательные для заполнения
Заказать бесплатный звонок
Оставьте Ваши координаты и в течение 10 минут наш менеджер перезвонит Вам.
Заполнение формы займет не более 1 минуты

* - Поля, обязательные для заполнения

Обратная связь
Задайте свой вопрос ниже. В ближайшее время наш менеджер свяжется с вами
Заполнение формы займет не более 1 минуты

* - Поля, обязательные для заполнения


Спасибо! Ваша заявка успешно отправлена.
Главная О центре Специальности Профстандарт Прайс-лист Для клиентов Акции Статьи Новости Расписание Контакты FAQ
Отправить запрос
на обучение.


Задать вопрос
на обучение.

20/11/2017

Учебный центр информирует :

В классификационный каталог отходов добавили новые позиции

Подробнее >>

15/11/2017

Учебный центр информирует :

Промышленную безопасность на предприятиях проверят общественные инспекторы

Подробнее >>

Перейти в раздел >>

Максим Георгиевич
Получить новую профессию мне помог Ваш Центр. Раньше я работал на вахте, но это не приносило много денег, а теперь устроился в частную бригаду штукатуром и работаю по заказам по ближним городам. За обучение отдал недорого, а пользы получил очень много!
Артем Свиридов
Проходил в центре ОЛИВИН переподготовку, так как предложили хорошую работу на электропогрузчике с большой зарплатой. Предприятие новое, поэтому отбор там был строгий. Чтобы увеличить шансы решил пойти на курсы переквалификации. В итоге после окончания получил документ о том, что могу работать по профессии, с которым меня на работу приняли.
Денис Владимирович
Хочу поблагодарить центр "Оливин" за помощь в повышении квалификации сотрудников производства. Очень рад, что курсы не отняли много времени и по стоимости обошлись вполне приемлемо, так что мы уложились в бюджет.
Смотреть все отзывы >>
Наши клиенты
  • Главная
  • »
  • Статьи
  • »
  • Охрана труда в грузоперевозках автомобильного транспорта

Охрана труда в грузоперевозках автомобильного транспорта

Охрана труда в грузоперевозках автомобильным транспортом

Ключевые проблемы

  • Какие требования предъявляются к персоналу, занятому грузоперевозками?

  • Какие особенности учесть при организации грузоперевозок?

  • Какие документы должны быть в организации, занимающейся грузоперевозками?

Работодатель, который занимается грузоперевозками, обязан обеспечить безопасные условия труда и правильно организовать рабочий процесс. Для этого потребуется соблюдать ряд требований – к персоналу, транспортным средствам, перевозимым грузам. Какие нюансы по охране труда учесть при организации грузоперевозок, разберемся в статье.

Какие требования предъявляются к персоналу, занятому грузоперевозками

На предприятиях, занятых грузоперевозками, персонал, работающий во вредных условиях труда, обязан проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. Так, для водителей обязателен предварительный при приеме на работу и периодический (один раз в два года) медосмотры. Другая периодичность медосмотров может быть оговорена в карте спецоценки рабочего места. Неотъемлемой частью являются предрейсовые и послерейсовые медосмотры.

Основным опасным и вредным производственным фактором для водителей и других работников автотранспортных предприятий является повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, особенно при работе с пылящими грузами. Поэтому нужно контролировать содержание вредных веществ в воздухе: ежегодно при производственном контроле, один раз в пять лет при специальной оценке условий труда. Кроме того, замеры фактического уровня вредных факторов производятся в рамках проверок Роспотребнадзора.

На работу по перевозке грузов следует принимать квалифицированных водителей, которые знают устройство автомобиля, правила дорожного движения, способы устранения неисправностей, порядок техобслуживания и правила перевозки грузов. Подробные требования к квалификации водителей можно найти в постановлении Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 31.

С водителями проводят инструктажи – вводный по охране труда и первичный на рабочем месте. Кроме того, есть требование проводить предрейсовый инструктаж перед первым выездом водителя на маршрут, при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Предусмотрены и сезонные инструктажи – два раза в год в весенне-летний и осенне-зимний периоды1. Затем работники проходят обучение безопасным методам и приемам работ и стажировку сроком до одного месяца2 (в зависимости от характера и сложности профессии).

Для этого каждого работника, имеющего профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасной работы прикрепляют к опытному наставнику. Если стажировка пройдет успешно, работника допускают к самостоятельной работе. Для водителей оформляется специальный лист стажировки, в котором указываются:

  • объем предмаршрутной и маршрутной стажировки в часах;

  • отметки о проведенных занятиях и зачетах;

  • допуск к самостоятельной работе.

Листок стажировки может выглядеть так:

Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти инструктаж и специальную подготовку, которая включает:

  • изучение системы информации об опасности (обозначения транспортных средств и упаковок);

  • изучение свойств перевозимых опасных грузов;

  • обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при инцидентах;

  • обучение действиям в случае инцидента (порядок действий, пожаротушение, первичные дегазация, дезактивация и дезинфекция);

  • подготовку и передачу донесений (докладов) должностным лицам о происшедшем инциденте.

Не менее важно обеспечить компетентность персонала, связанного с движением транспортных средств. Для этого работодателю нужно3:

  • проводить профотбор и профподготовку работников;

  • назначить ответственного за безопасность дорожного движения, который, в том числе, организует подготовку персонала.

Какие особенности учесть при организации грузоперевозок

При отправке груза необходимо организовать выдачу:

  • путевых листов;

  • заданий водителю;

  • сопроводительных документов на груз (товарно-транспортной накладной, сертификатов, если они необходимы, деклараций о соответствии, разрешений на перевозку особо опасных грузов).

Перед выпуском на линию механик по выпуску вместе с водителем проверяют исправность автомобиля и его соответствие требованиям безопасности и Правилам дорожного движения.

Если рейс будет длиться более суток, то также необходимо проверить укомплектованность автомобиля дополнительным инвентарем – металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время – цепями противоскольжения. Исправность и укомплектованность автомобиля подтверждается подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск на линию и водителя.

Для безопасной перевозки грузов работодатель обязан организовать правильную эксплуатацию транспортных средств – своевременно проводить технические осмотры, как периодические, так и перед выпуском на линию. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Техобслуживание должно проводиться в специально оборудованных местах только квалифицированными специалистами.

Направляя водителя в длительный рейс, ему нужно оформить командировку и путевой лист, а также установить:

  • график движения по времени;

  • время для кратковременного отдыха;

  • пункты отдыха и питания, места ночлега;

  • указать лиц, сопровождающих автомобиль (если таковые имеются);

  • указать особенности погрузки и выгрузки груза.

Если остановка на отдых будет вне населенного пункта, то ответственный за охрану труда организует дежурство, чтобы:

  • контролировать соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности;

  • наблюдать за отдыхающими водителями;

  • прогревать двигатели и т. д.

Необходимо строго соблюдать режимы труда и отдыха водителя4 и не направлять его в рейс, если он не отдыхал перед выездом.

Иногда водителям приходится участвовать в погрузочно-разгрузочных работах. Для этого они должны проходить специальный целевой инструктаж. Если водитель понимает, что погрузочно-разгрузочные работы организованы неправильно (нет механизации при погрузке или разгрузке тяжеловесных грузов, нет возможности обеспечить безопасные условия для грузчиков при погрузке и т. д.), он обязан потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленно прекратить погрузку или разгрузку. В случае невыполнения его требований – сообщить администрации и сделать отметку о своем заявлении в путевом листе.

Особенности перевозки опасных грузов

К организациям, которые занимаются перевозкой опасных грузов, предъявляют особые требования. Их водители обязательно проходят специальный инструктаж не реже одного раза в три месяца. Если был перерыв на пять и более дней, проводят дополнительный инструктаж перед каждым возобновлением перевозок. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза.

Принимая опасные грузы к перевозке, водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки согласно ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).

Для перевозки опасных и особо опасных грузов организации нужно иметь:

  • аварийную карточку системы информации об опасности;

  • маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем). Один экземпляр согласованного маршрута обязательно должен быть у водителя или сопровождающего лица;

  • планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю или сопровождающему (на каждую перевозку выделяют аварийные бригады для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов и организуют с ними соответствующую подготовку);

  • свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Для особо опасных грузов дополнительно потребуется:

  • специальная инструкция на перевозку опасного груза (предоставляется грузоотправителем (грузополучателем));

  • разрешение на транспортировку грузов (выдает МВД России по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя)).

Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны быть укомплектованы аварийным инструментом и оборудованием для тушения пожара (огнетушители, лопаты, запас песка). В случаях, предусмотренных условиями безопасной перевозки и аварийной карточкой, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала.

Какие документы должны быть в организации, занимающейся грузоперевозками

Чтобы организовать охрану труда в грузоперевозках, работодателю потребуется подготовить пакет документов.

Во-первых, нужны приказы о назначении ответственных за:

  • обеспечение безопасности дорожного движения;

  • допуск транспортных средств к эксплуатации, выпуск на линию автотранспорта;

  • проведение вводного, периодического, целевого, предрейсового, сезонного, специального инструктажей;

  • безопасную эксплуатацию транспортных средств;

  • техническое состояние транспортных средств;

  • сопровождение опасного груза;

  • безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ;

  • охрану труда на маршруте (при направлении двух и более автомобилей для совместной работы);

  • организацию и проведение занятий с водителями по повышению профессионального мастерства.

А также приказы:

  • о назначении постоянно действующей аттестационной комиссии по проверке знаний по охране труда у работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;

  • на право управления автотранспортными средствами на территории организации;

  • о проведении обучения работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, безопасным методам и приемам труда;

  • о закреплении транспортных средств за конкретными водителями;

  • об утверждении маршрутов движения транспортных средств предприятия.

Во-вторых, необходима дополнительная документация для организации грузоперевозок:

1. Транспортная политика предприятия.

2. Протоколы аттестации ответственных лиц за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств.

3. Удостоверения на право управления автотранспортным средством определенной категории.

4. Листы стажировки водителей.

5. Протоколы проверки знаний безопасных методов и приемов труда работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

6. Сертификаты, декларации о соответствии, паспорта безопасности и другие документы, подтверждающие характеристики перевозимых грузов.

7. Графики профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств.

8. Путевые листы с отметкой медика о предрейсовом и послерейсовом медосмотре, ответственного за выпуск на линию, ответственного за техническое состояние автомобиля после рейса.

9. Журналы:

  • учета выдачи путевых листов;

  • технического состояния и выпуска на линию транспортных средств;

  • предрейсового и послерейсового медосмотра водителей.

10. Положение об организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

11. Личная карточка выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ.

12. Личная карточка выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

13. Карты специальной оценки условий труда. Ознакомление персонала.

14. Ежегодный план мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом, и транспортных средств к безопасной работе.

15. Удостоверения о повышении квалификации специалистов по организации и осуществлению перевозок на автомобильном транспорте на соответствующих курсах не реже одного раза в пять лет.

16. Удостоверения об обучении специалистов, ответственных за безопасную организацию и осуществление перевозок, на знание и обеспечение выполнения нормативных актов по безопасности дорожного движения на автотранспорте.

17. План-график проведения занятий с водителями по повышению их мастерства.

18. Документы (протоколы, удостоверения и т. д.), подтверждающие повышение мастерства водителей.

19. График профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств на текущий год.

Самые необходимые нормативные акты

Документ

Поможет вам

Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15

Понять особенности режима труда и отдыха водителей

Статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ

Узнать, что работодатель не может допустить к работе водителей с иностранными водительскими правами

ГОСТ 19433-88

Уточнить, как маркируют опасные грузы

ДОПОГ

Ознакомиться с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов

Запомните главное

1 Заниматься грузоперевозками должны квалифицированные водители. Кроме обучения по охране труда им нужна стажировка перед допуском к самостоятельной работе.

2 Водители, которые перевозят опасные грузы, должны проходить специальный инструктаж, чтобы научиться правильно действовать при аварии, пожаре или другом инциденте.

3 Безопасная перевозка грузов зависит от состояния транспортных средств. Поэтому работодателям стоит уделять повышенное внимание качеству техосмотров.

4 Чтобы перевозить особо опасные грузы, нужно иметь специальную инструкцию на перевозку опасного груза, предоставленную грузоотправителем (грузополучателем), и разрешение на транспортировку грузов, выданное МВД России по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя).

1 Пункт 19, 20 приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
2 Пункт 4.2 РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утвержден Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 г.).
3 Пункт 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утвержден приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7).
4 Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».
5 Пункт 2 ст. 20, п. 13. ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
6 Заключена в Вене 8 ноября 1968 г.

Нужна помощь?
Оставьте свой номер и наши консультанты помогут вам с любым вопросом!
Услуга бесплатна
и не обязывает к совершению заказа.
Главная О центре Специальности Профстандарт Прайс-лист Для клиентов Акции Статьи Новости Расписание Контакты FAQ

© 2017г.
НОЧУ ДПО "Учебный центр "ОЛИВИН"

  

г. Серпухов,
142200, М.О., г.Серпухов, пл.Ленина, д.6

+7 (4967) 76-01-03
+7 (4967) 76-01-04
+7 (4967) 76-01-05
+7 (916) 858-25-03

г.Москва,
107996, ул.Кузнецкий мост, д.21/5, офис. 2053.

+7 (499) 270-62-22
+7 (499) 270-62-44
+7 (985) 764-31-71
+7 (985) 220-18-05

Заказать звонок
Мы в социальных сетях:

echo