Меню

Проект изменений в Трудовой кодекс

 

Вносится депутатом
Государственной Думы
Г.А.Зюгановым, И.И.Мельниковым, В.И.Кашиным,
Н.В.Коломейцевым, Ю.В.Афониным, Д.Г.Новиковым,
О.Н.Алимовой, Н.В.Арефьевым, А.А.Алехиным,
Е.В.Бессоновым, Н.Н.Ивановым, А.В.Корниенко
Г.П.Камневым, А.В.Куринным, О.А.Лебедевым,
Р.М.Лябиховым, О.А.Михайловым, Н.И.Осадчим,
О.Н.Смолиным, Д.А.Парфеновым, К.К.Тайсаевым,
Р.И.Сулеймановым, М.В.Щаповым, А.А.Ющенко

Проект
№ 409465-8

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья 1

Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №1, ст.3, 2021, №27, ст.5139) дополнить статьей 230.2 следующего содержания:

«Статья 230.2. Единый государственный учет несчастных случаев на производстве

  1. В целях реализации государственной политики в сфере охраны труда, обеспечения безопасных условий труда и государственных гарантий гражданам на реализацию их права в системе социального, медицинского и пенсионного страхования, организации учета сведений о несчастных случаях на производстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций на территории Российской Федерации, создается Единая государственная информационная система учета несчастных случаев на производстве.
  2. Единая государственная информационная система учета несчастных случаев на производстве осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
  3. Единая государственная информационная система учета несчастных случаев на производстве является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда и занятости.
  4. Заказчиком и оператором Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда и занятости. Функции оператора Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве могут быть возложены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда и занятости, на подведомственное ему учреждение.
  5. В Единой государственной информационной системе учета несчастных случаев на производстве содержится документированная информация, направленная в соответствии с порядком регистрации и учета несчастных случаев на производстве, изложенном в статье 230.1 настоящего Кодекса, в электронном виде работодателями, председателями комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственными инспекторами труда, самостоятельно проводившими расследование несчастного случая на производстве), через территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и (надзору) в сфере труда и занятости:

1) об организации, на производстве которой произошел несчастный случай, (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика - в отношении юридического лица;

2) о работодателе организации, в которой произошел несчастный случай на производстве (фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика);

3) сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика - в отношении индивидуального предпринимателя и самозанятого гражданина);

4) о председателе и членах комиссии по расследованию группового несчастного случая на производстве, тяжком несчастном случае на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, в том числе по расследованию несчастного случая, происшедшего в отдельных отраслях и организациях;

5) копия акта о групповом несчастном случае на производстве, тяжком несчастном случае на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным случаем, в том числе акта о несчастном случае, происшедшего в отдельных отраслях и организациях;

6) копия акта о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным случаем, в том числе по расследованию несчастного случая, происшедшего в отдельных отраслях и организациях;

7) копии материалов расследования группового несчастного случая на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, включая копии актов о несчастном случае на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, оформленных на каждого пострадавшего, указанных в части шестой статьи 229.2 настоящего Кодекса, а также других материалов, приложенных к акту о расследовании несчастного случая с учетом характера и обстоятельств конкретного несчастного случая;

8) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, группового несчастного случая на производстве, тяжкого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом - уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в сфере пенсионного и социального страхования;

9) сообщение работодателя (его представителя) по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего о последствиях несчастного случая по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве по установленной форме.

  1. В случае, когда информация должна представляться для включения в Единую государственную информационную систему учета несчастных случаев на производстве, содержится в иных государственных информационных системах и включается в иные государственные информационные системы в обязательном порядке, такая информация подлежит включению в Единую государственную информационную систему учета несчастных случаев из иных государственных информационных систем. Порядок взаимодействия Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев и иных государственных информационных систем устанавливается Правительством Российской Федерации.
  2. Операторы указанных в части шестой настоящей статьи иных государственных информационных систем обязаны взаимодействовать с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда и занятости, по передаче информации, указанной в пунктах 1-9 части пятой настоящей статьи, содержащейся в указанных информационных системах, с соблюдением порядка взаимодействия Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве и иных государственных информационных систем.
  3. Председатель комиссии по расследованию группового несчастного случая на производстве (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственным инспектором труда, самостоятельно проводившим расследование несчастного случая на производстве) в соответствии с частью третьей статьи 230.1 настоящего Кодекса направляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и (надзору) в сфере труда и занятости, информацию, изложенную в пунктах 1-9 части пятой настоящей статьи, для внесения в Единую государственную информационную систему учета несчастных случаев на производстве в течении одного месяца со дня завершения срока расследования несчастного случая на производстве.
  4. Информация и материалы расследования несчастных случаев на производстве, указанные в пунктах 1-9 части пятой настоящей статьи, представляются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и (надзору) в сфере труда и занятости, для внесения их в базу данных Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве всеми юридическими лицами, независимо от их отнесения к отдельным отраслям экономики и организациям, на которые распространяются нормы части девятой статьи 229.3 настоящего Кодекса, в том числе иностранными, и их обособленными подразделениями; международными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), семейными (родовыми) общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющими традиционную хозяйственную деятельность; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами; гражданами, в том числе иностранными, лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации, и индивидуальными предпринимателями, самозанятыми гражданами, осуществляющими прием на работу по трудовому договору, а также заключающими договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном страховании начисляются страховые взносы. В целях настоящего Кодекса органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «работодатель».
  5. Непредоставление или несвоевременное направление информации, указанной в пунктах 1-9 части пятой настоящей статьи, либо предоставление заведомо ложной информации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и (надзору) в сфере труда и занятости, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  6. Защита информации, содержащейся в Единой государственной информационной системе учета несчастных случаев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
  7. Доступ внешних пользователей к Единой государственной информационной системе учета несчастных случаев осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
  8. Результаты анализа учетных сведений и информации, поступающей в Единую государственную систему учета несчастных случаев на производстве, а также статистические данные по всем несчастным случаям, происшедших на производстве за отчетные периоды направляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и (надзору) в сфере труда и занятости, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда и в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической отчетности.
  9. Использование сведений о несчастных случаях на производстве, содержащихся в материалах, указанных в пунктах 1-9 части пятой настоящей статьи, которыми располагает Единая государственная система учета несчастных случаев на производстве, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования, а также для рассмотрения вопросов выплаты компенсаций в связи с несчастным случаем пострадавшим лицам, и их родственникам, имеющим право на их получение, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» содержит нормы о введении единого государственного учета несчастных случаев на производстве на базе создаваемой в структуре Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве, в которой предлагается учитывать все факты несчастных случаев на производстве, происшедших на территории Российской Федерации, независимо от вида и подчиненности организаций, их отношение к отдельным отраслям экономики и организациям, по которым в настоящее время осуществляется отдельный статистический учет несчастных случаев на производстве.

В настоящее время в системе охраны труда в стране отсутствует государственная единая система учета и расследования несчастных случаев на производстве.

Трудовой кодекс Российской Федерации, в том числе с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 2 июля 2021 года №311-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации» не регулирует вопрос о том какой федеральный орган исполнительной власти должен вести в Российской Федерации единый учет несчастных случаев с работниками, погибшими и пострадавшими в период исполнения ими трудовых

В действующем законодательстве установлено, что учет несчастных случаев на производстве осуществляется Росстатом по отдельным отраслям экономики, Федеральной службой по труду и занятости – только по смертельным и тяжелым несчастным случаям, Фондом социальной страхования Российской Федерации (ныне – Социальный фонд Российской Федерации) – по страховым несчастным случаям, Ростехнадзором – по несчастным случаям на опасных производственных объектах, отдельными отраслевыми профсоюзами – по своим направлениям деятельности.

При этом необходимо отметить, что между перечисленными структурами данные по количеству погибших, пострадавших и последствиям от них существенно отличаются.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по труду и занятости, осуществляя функции реализации государственной политики и нормативное регулирование в сфере охраны труда и социальной защиты самостоятельный учет всех несчастных случаев на производстве, происшедших в стране, не осуществляет.

Лица, пострадавшие при несчастных случаях на производстве, обращаются за оказанием медицинской помощи в лечебные учреждения, а погибшие доставляются в морги, подведомственные медицинским учреждениям системы здравоохранения. Механизм проведения сверки по погибшим и пострадавшим при несчастных случаях на производстве между органами здравоохранения и органами по труду на муниципальном, региональном и федеральном уровне не отрегулирован.

Все это создает предпосылки к тому, что на муниципальном, региональном и федеральном уровнях отсутствует точная и объективная информация с данными о погибших, пострадавших гражданами при несчастных случаях, и о последствиях от них.

При этом необходимо отметить, что в стране отсутствует единый учет несчастных случаев, происшедших с самозанятыми работниками, индивидуальными предпринимателями, иностранными гражданами-мигрантами, приехавшими на заработки, а также с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, на деятельность которых не распространяются требования Трудового кодекса Российской Федерации.

Также необходимо обратить внимание на несогласованность с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и с Федеральной службой труда и занятости России вопросов учета несчастных случаев в федеральных законах, принятых в различных отраслях экономики и социальной сферы:

  1. В статье 41Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано:

«4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность. при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

«4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Участие Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы труда и занятости, социальной защиты населения РФ в расследовании несчастных случаев в данной норме нет, хотя эти федеральные органы власти отвечают и за охрану труда работников и педагогов в школах и институтах.

  1. По спортсменам, не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией (спортсмены-любители).

В части шестой статьи 34.1 Федерального закона от 4.12.22007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указано, что «расследование и учет указанных несчастных случаев осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.».

Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы труда и занятости, социальной защиты населения РФ в данной норме также нет, хотя эти федеральные органы власти отвечают и за охрану труда тренеров, работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку, имеют федеральную и территориальную систему государственных инспекторов труда, имеющих опыт проверок несчастных случаев и организации расследования несчастных случаев.

  1. В пункте 1статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что «На территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по её обеспечению.».

Постановлением Правительства РФ от 19.09.2020 года №1502 утверждены Правила учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ. В соответствии с этим нормативным документом МВД России по согласованию с Минздравом России и другими структурами ведет учет количества ДТП, погибших и пострадавших в них людей.

При этом необходимо также отметить, что часть людей в числе погибших и пострадавших при ДТП находилась при исполнении трудовых обязанностей (водители, работники организаций, в том числе находившиеся в командировке и т.д.). Такие происшествия одновременно являются несчастными случаями на производстве, особенно для водителей, экспедиторов, сопровождающих грузы на автотранспорте, и других категорий работников.

  1. В статье 27«Учет пожаров и их последствий» Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» указано, что:

«Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (Минэкономразвития России), и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.».

Приказом МЧС России от 21.11.2008 г. №714 «Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий» утверждены нормы, в которых регламентируются конкретные показатели по учету количества пожаров, категорий погибших и пострадавших при этом людей.

Часть людей, погибших и пострадавших в результате возникновения опасных факторов пожара, которые в момент их возникновения находились при исполнении трудовых обязанностей, могут одновременно считаться погибшими или пострадавшими в результате несчастного случая на производстве. Но законодательные и нормативные акты в системе учета пожаров и их последствий, принятые по линии МЧС России не содержат норм о согласовании действий по учету погибших и пострадавших работников во время пожара на объектах и производствах с Минтрудом России или с Федеральной службой труда и занятости.

Эти и ряд других законодательных актов определяют механизм и порядок учета показателей, характеризующих деятельность федерального органа исполнительной власти в установленной сфере деятельности.

Учет гибели и пострадавших ведется отраслевыми министерствами по согласованию с Минздравом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством экономического развития РФ.

Учитывая изложенное можно констатировать, что в стране отсутствует единая система учета несчастных случаев на производстве и, в нынешней ситуации невозможно прогнозировать и планировать экономику страны, не имея объективную информацию и статистику о количестве погибших и пострадавших лиц, ставшими инвалидами в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний, полученных в процессе трудовой деятельности.

В связи с этим в законопроекте предлагается ввести в составе Федеральной службы труда и занятости Российской Федерации Единую государственную информационную систему учета несчастных случаев на производстве (далее - ЕГИС), в которой будет вестись учет документов о расследовании несчастных случаев на производстве и материалов по несчастным случаям на производстве в стране, поступающих в территориальные государственные инспекции труда Федеральной службы труда и занятости РФ от всех организаций Российской Федерации, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, независимо от их вхождения в отдельные отрасли и организации, на которых в настоящее время данный учет несчастных случаев на производстве проводится по отдельным законодательным актам без участия государственных инспекторов труда Федеральной службы труда Российской Федерации.

Копии актов расследования несчастных случаев на производстве и приложенные к нему материалы, поступившие в базу данных ЕГИС должны храниться не менее 45 лет, если не указаны другие сроки хранения, и могут использоваться для выдачи заверенных копий указанных актов расследований и материалов по заявлениям пострадавших граждан и родственникам погибших при несчастном случае на производстве, для повторного расследования по несчастным случаям, для обращения в суды для решения вопросов получения компенсации от потери здоровья, компенсации материального и морального ущерба, для оформления инвалидности в связи с ухудшением здоровья вследствие несчастного случая, а также других социальных и страховых вопросов.

Обращения граждан, организаций, органов следствия могут быть в вызваны тем обстоятельством, что по прошествии нескольких лет в нынешнее кризисный период часть предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, которые обязаны хранить данные акты и материалы расследования несчастных случаев на производстве не менее 45 лет, могут быть признаны судом банкротами и ликвидироваться, либо попросту самоликвидироваться, их архивы могут исчезнуть по ряду причин, особенно в системе предприятий малого и среднего бизнеса.

Создание Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве безусловно позволит надежно на многие годы сохранить весьма важные для пострадавших граждан, для семей погибших копии актов проверки и материалов расследования несчастных случаев на производстве для реализации ими своих прав на социальную защиту, на компенсации по страховым вопросам, на пенсионное обеспечение по инвалидности, выплату компенсаций в связи с потерей трудоспособности и на обслуживание в системе медицинского страхования.